Пытаются ли власти снизить ажиотаж вокруг приговора Ходорковскому?

Возможно, к 27-му удастся сбить накал эмоций, но информационный взрыв может произойти и в январе.

"Я готов выслушать справедливый приговор даже в новогоднюю ночь", – прокомментировал новость о переносе оглашения приговора по второму делу ЮКОСа на 27 декабря адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. По словам адвоката, сторона защиты узнала о переносе сегодня около 8 часов утра от людей, которые прочли объявление на здании Хамовнического суда, а когда около 9 часов он подъехал к зданию, секретарь Капустина вручила ему официальное уведомление. Пресс-секретарь Хамовнического суда Татьяна Васильева отказалась пояснить причину переноса.

Дмитрий Бадовский, российский политолог

Не думаю, что перенос решения является симптомом каких-либо изменений в приговоре. Скорее всего, он недостаточно подготовлен с точки зрения политических нюансов, но это не касается принципиальных вещей. Вряд ли что-то значимо важное можно изменить за 10 дней, на которые перенесли оглашение приговора.

Предполагаю, что это тактическое решение, связанное с информационно-политическим планированием. До Нового года мы не услышим приговора, видимо, его оглашение будет закончено на новогодних каникулах или позже. Не могу прогнозировать точное время, которое потребуется на оглашение приговора, но при сопоставлении с прошлым разом это 7-10 дней или больше. Таким образом, оглашение приговора в достаточно разряженной обстановке праздников сделает это событие менее значимым.

Однако когда политический процесс возобновится, эта тема все равно станет одной из важнейших в политических дискуссиях — во-первых, наступит предвыборный год и будет обсуждаться, как приговор влияет на имидж власти. Из оперативных тем — в конце января Медведев поедет в Давос, и в связи с этим тоже в дискуссиях будет упоминаться Ходорковский.

Константин Симонов, президент Центра политической конъюнктуры России

В целом, думаю, мало кто ожидает, что Ходорковский выйдет на свободу. Перенесение оглашения приговора — это попытка снизить ажиотаж вокруг этой темы. На прошлой и на этой неделе было написано много статей, писем общественных деятелей, много шума вокруг события. Но ведь если человек уже написал статью с примерным заголовком «От судьи зависит судьба России», то он не будет писать еще одну такую же и накануне 27 декабря. А круг людей, способных писать такие вещи, ограничен.

Если накануне 27 декабря опять будет большой накал эмоций, то оглашение приговора могут еще раз перенести. Так как основная цель здесь, на мой взгляд, снизить этот эмоциональный накал.

Вряд ли это связано с другими событиями — на Манежной площади и вокруг Химкинского леса: Манежная площадь, скорее, отвлекала общественность от Ходорковского.

Надо понимать, что оглашение приговора — это не дело одного дня, в прошлый раз оно длилось больше недели. Так что сейчас мы узнаем приговор либо на новогодних каникулах (если суд работает в праздники), либо после. А ни для кого не секрет, что на Новый год у нас вся страна находится три недели в глубоком запое и до Ходорковского никому дела нет.

Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях

Оглашение приговора перенесли, потому что судья не успел его написать. Никаких тайных смыслов я в этом не вижу. Для многоэпизодных дел это нормальная рутинная практика, я такое часто встречал.

Говорить о том, что цель переноса оглашения приговора в том, чтобы снизить информационный ажиотаж вокруг события, нелогично. Потому что зачитываться приговор будет недели две минимум. С 1 по 10 января в Российской Федерации официальные праздники. Таким образом, приговор будет прочитан к 15-20 января, как раз тогда, когда все вернутся с каникул.

То есть информационный взрыв как раз будет. Для снижения внимания к этому событию логичнее было бы начать зачитывать приговор так, чтобы закончить к 30 декабря, когда большей части населения будет не до Ходорковского, журналисты разъедутся, топовым сообщением будет новогоднее поздравление президента, а за ним - пьянка. Тем не менее нынешний расклад событий предполагает информационный взрыв в январе, а не его нивелирование.