Страна послушных подчиненных

Почти полвека назад в своем классическом эксперименте психолог Стэнли Милгрэм показал, как легко готовы обыкновенные люди причинять страдания себе подобным, слепо исполняя приказы начальства. По настоянию экспериментатора испытуемые в роли учителей наказывали учеников за ошибки ударами тока и продолжали увеличивать силу тока, несмотря на протесты, просьбы и крики боли (роль учеников играли актеры). Эксперимент показал, как глубоко сидит в человеческом сознании необходимость повиновения авторитетам. С тех пор мало что изменилось.

Молодой следователь из станицы Кущевской Екатерина Рогоза пытается добиться справедливости: девушка утверждает, что, закрывая уголовные дела на бандитов, она лишь выполняла волю своего начальства, и просит президента разобраться и наказать это самое начальство, а не ее.

По-человечески Рогоза, безусловно, вызывает сочувствие: мало кто сомневается, что, закрывая дела, она выполняла если не приказ, то пожелание руководства, а теперь это самое руководство хочет свалить всю вину на нее.

Жаль, конечно, что Екатерина не вывесила свой разоблачительный ролик в сети в тот момент, когда ей настоятельно посоветовали закрыть уголовные дела на членов банды Цапка. Кто знает, может быть, тогда 12 человек, включая четырех детей, зверски зарезанных бандитами, были бы сегодня живы. Но следователь уверена: у нее не было выбора.

Омерзительные погромы на Манежной площади и избиения невинных людей в метро начинались как протест против беззаконных действий очередного маленького человека из системы. Какой-то коллега Екатерины Рогозы из московского отделения милиции отпустил виновных в гибели спартаковского болельщика Егора Свиридова – не исключено, что также по просьбе сверху. Он также, возможно, искренне думает, что вся ответственность за беспорядки, вызванные этим решением, лежит на милицейских боссах и никак не на нем.

Подобных историй полно: полгода назад в подмосковном Воскресенске школьные учителя, участвовавшие в работе избирательных комиссий, просили защиты у президента от обвинений в фальсификации местных выборов. Следствие изъяло поддельные протоколы, доказывающие подтасовки, но учителя просили прекратить вызывать их на допросы и дать спокойно учить детей: они, видимо, искренне не понимали, как они могли попасть под удар системы, которой верно и преданно служат.

На всей территории страны преступная система коррумпированных милиционеров, судей и чиновников действует руками маленьких исполнителей – тех, кто считает начальство априори правым, а его приказы и просьбы – необсуждаемыми. Тех, кто не чувствует за собой права выбора и, беспрекословно подчиняясь, снимает с себя ответственность за содеянное.

Им можно посочувствовать, но их нельзя оправдывать: ведь без их участия неправедная система не сможет существовать. И если этим людям в любом случае приходится пройти через страх, пусть это лучше будет страх перед возможными последствиями своего противоправного действия, чем перед недовольством людей наверху.