От редакции: "дело Магнитского" - развилка для России

Уголовное дело о смерти юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского, умершего в тюремной больнице 16 ноября 2009 г., начинает обретать конкретные очертания. Обвинения в халатности Следственный комитет предъявил заместителю начальника сизо «Бутырка» Дмитрию Кратову, в причинении смерти по неосторожности – тюремному врачу Ларисе Литвиновой (подробнее см. статью на стр. 02).

Людей, принимавших решения и отдававших приказы, было точно больше, так что список фигурантов дела, состоящий из двух человек, слишком похож на «стрелочный». Тем не менее вчерашнее заявление Следственного комитета следует считать большим шагом вперед, учитывая всю мощь сопротивления блюстителей чести мундиров и мантий, которые упорно доказывали законность заключения и содержания Магнитского под стражей. Это большой шаг вперед, но всего лишь первый. Следователи обещают привлечь к ответственности «других должностных лиц вне зависимости от должностей, которые они занимали и занимают в настоящее время». Ход процесса покажет, насколько это возможно при нынешней системе отношений между ветвями власти.

Если дело не будет засекречено под надуманным предлогом, то мы узнаем от сотрудников Бутырки не только о болезнях Магнитского и их собственных промахах. Никто пока не знает, почему медики другого столичного сизо – «Матросской Тишины» (так утверждает рабочая группа президентского совета по правам человека) решили, что Магнитский неадекватен, и вызвали «бригаду усиления» с наручниками, и кто именно избивал покойного. Вынужденные защищаться тюремные врачи, вероятно, расскажут о давлении разных инстанций и различных практиках доведения молодого и жизнерадостного человека до смерти. Сейчас в интересах российских правоохранительных органов не прикрывать дело белым халатом тюремных медиков, превращая их во «врачей-убийц», а провести максимально объективные и открытые для общества расследование и судебный процесс.

Общество ждет: 60% респондентов «Левада-центра» поддерживают идею публичного расследования в отношении сотрудников МВД, против которых давал показания Магнитский, против всего 7%. Однако лишь немногие верят в наказание силовиков: 36% опрошенных затруднились прогнозировать их судьбу, 29% считают, что с ними «ничего не произойдет», 17% надеются на их увольнение из МВД, наконец, 13% – на уголовные дела.

Недавние отставки руководителей силовиков, прикрывавших громкие дела против бизнесменов, означают лишение их некоторых рычагов противодействия расследованию и внушают осторожный оптимизм. Справедливый и гласный суд над всеми причастными к смерти Магнитского, разоблачение инициаторов и организаторов дела, их покровителей и сообщников во всех звеньях правоохранительной системы пойдут только на пользу России. Это улучшит репутацию государства и национального правосудия, станет сигналом бизнесу и общественному мнению о том, что государство больше не готово мириться с безнаказанностью отдельных «неприкасаемых» граждан.

Использование уголовных дел и других правовых инструментов для перераспределения собственности – самая тяжелая проблема российского инвестиционного климата. Сдвинув с мертвой точки дело Магнитского, правоохранители сделают для процветания России больше, чем любые программы улучшения инвестклимата.

Если же следствие «не найдет оснований» для привлечения к делу других людей, участвовавших в деле, то станет ясно, что расследование снова пошло по привычному пути наказания стрелочников (на этот раз в белых халатах). Это тоже будет сигнал – очень важный. Теперь, когда начало делу положено, отступление может привести к катастрофическим результатам. Если дело будет спущено на тормозах, общество поймет, что надежд на перемены нет. А «неприкасаемые» правоохранители и чиновники поймут, что им нечего опасаться и можно продолжать отнимать заработанное другими и обманывать государство. Атака на бизнес начнется тогда с новой силой, и произвол правоохранителей будет, по сути, узаконен.