Вещь недели: Истребитель Т-50

Ажиотаж вокруг прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50, который впервые показан публике на авиасалоне в Жуковском, вполне оправдан.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на программы по разработке истребителей наших европейских соседей. Все современные европейские истребители четвертого поколения – Eurofighter Typhoon концерна EADS, французский Rafale и шведский Gripen начали разрабатываться еще в 80-е гг. как ответ на создание новых истребителей в СССР. При этом относительной боеготовности и Typhoon, и Rafale достигли только в самое последнее время, т. е. спустя более 20 лет после начала разработки. Все европейцы при этом заявляют, что это последние пилотируемые боевые самолеты и следующее поколение будет беспилотным. Может быть, и так, а может быть, и нет – несмотря на прогресс последнего времени, в мире пока нет беспилотного аппарата с сопоставимыми с обычным истребителем возможностями и не ясно, когда будет.

Все это приведет к тому, что если для своих ВВС европейские фирмы еще как-нибудь обеспечат производство запчастей и поддержку выпущенных истребителей (выпуск этих машин для«родных» ВВС завершится к концу нынешнего десятилетия), то их иностранные покупатели будут полностью зависеть от производителей, не слишком заинтересованных в поддержке этих машин. Вообще же то, что у европейцев нет боевого самолета, который последует за Rafale и Eurofighter Typhoon, несет большие риски не только для импортеров, но и для самих европейцев: а что делать, если по каким-то причинам концепция полностью беспилотной боевой авиации себя не оправдает?

У России же такая машина есть. Да, окончательный двигатель «второго этапа» для Т-50 еще только начал разрабатываться, еще предстоит разработать многие виды бортового оборудования, современные общесамолетные системы, только начата разработка вооружения. Но это на самом деле хорошо, поскольку означает, что еще минимум десятилетие, а то и больше в России будет идти интенсивная работа над принципиально новой машиной. А в Европе такая работа вестись не будет. Не исключено, что к началу 20-х гг. XXI в. в мире останется только три страны, где делают новые боевые самолеты, – США, Китай и Россия.