От редакции: Временное правительство

Создание экономического правительства стран еврозоны, о котором договорились руководители Германии и Франции, только на первый взгляд кажется прорывным шагом на пути европейской интеграции. На самом деле это будет лишь дополнительная бюрократическая структура, на эффективность которой вряд ли стоит рассчитывать.

Экономическое правительство стран еврозоны будет уже третьим наднациональным органом управления после Совета ЕС и Еврокомиссии. Чтобы его решения были обязательными для исполнения, еще предстоит поправить законодательство 17 стран – участниц зоны евро. А это может вылиться в долгие дискуссии – и не факт, что закончится успехом.

Собираться европейское правительство будет всего лишь два раза в год. При такой неспешности оно будет не способно не то что гибко реагировать на изменения рынков, но и своевременно корректировать даже текущую экономическую политику.

Можно было бы надеяться, что со временем европейское экономическое правительство станет более дееспособным, если его возглавит человек авторитетный и влиятельный. Но будущего руководителя нового органа Хермана ван Ромпея, судя по европейской прессе, никто не считает самостоятельной фигурой. Он будет чем-то вроде пресс-секретаря.

Не зря рынки отреагировали на итоги встречи Меркель – Саркози разочарованием: угроза распада зоны евро стала еще очевиднее. Если европейцы решительно не двинутся к реальной экономической интеграции, им придется разбегаться.

Это напоминает события 1992–1993 гг., когда разваливалась рублевая зона. Сначала республики, отделившиеся от СССР, сохранили общую валюту. Но различия в экономике и финансовой политике быстро привели к напряжению. Прибалтийские республики справлялись с бюджетом, у Грузии и Украины был острый дефицит, в России происходила либерализация цен и шоковая терапия. Выхода на международные рынки капитала не было, поэтому бывшие советские республики стали попросту активно печатать банкноты. Гиперинфляция рубля в итоге заставила Россию провести денежную реформу, а остальных – вводить собственную валюту.