От редакции: Чрезвычайная корпорация

Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу предложил собственную версию развития восточных провинций России. На встрече с премьером Владимиром Путиным в субботу он рекомендовал создать в России некую корпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. По мнению Шойгу, это наиболее эффективный вариант решения экономических и инфраструктурных проблем отдаленных регионов страны. Министр уверен, что корпорация сможет значительно увеличить транспортные потоки, создать новые добывающие предприятия и около 5 млн рабочих мест.

Правда, из открытой части встречи осталось неясно, что же это будет за структура. Путин говорил об институте развития и привлечении управляющей компании. Когда в конце ноября Путин и Медведев на встрече с лидерами региональных списков «Единой России» просили подумать о таком институте, вспоминали госкорпорации и акционерные общества со 100%-ным госкапиталом. Шойгу, как лидера красноярского списка партии, подумать о развитии Сибири Путин просил еще неделей раньше. То есть понятно, что эта идея родилась к парламентским выборам, и в общем похвально, что не умерла к президентским.

Ключевые проблемы Восточной Сибири и Дальнего Востока известны: депопуляция, плохая связь с центральной частью страны и не самый лучший инвестиционный климат. В частности, население Магаданской области сократилось за 20 постсоветских лет в 2,4 раза, Чукотки – в 3,2 раза. Можно ли развернуть негативные демографические и иные тенденции вспять и что для этого необходимо? Люди готовы терпеть экстремальные природные условия, если не чувствуют себя оторванными от остальной России, понимают, что могут обеспечить достойный уровень жизни, и видят перспективы для собственных детей.

В 2007 г. правительство приняло федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», в 2010 г. ее действие продлили до 2018 г. В 2008 г. федеральный бюджет выделил 30 млрд руб., в 2009 г. – 88 млрд, почти 98 млрд в 2010-м и 106 млрд в 2011-м. Определенная отдача от ФЦП заметна: на 40% снизилась безработица, с 550 млрд до 770 млрд руб. в 2008–2009 гг. выросли инвестиции в основной капитал.

Благодаря субсидированию авиаперевозок вырос пассажиропоток, близится к завершению строительство железной дороги до Якутска. Республика получит бесперебойную сухопутную связь с центром, существенно удешевится северный завоз. Но этого пока недостаточно для нормального развития. К тому же у программы есть очевидный перекос в сторону подготовки саммита АТЭС в 2012 г. (около половины средств из бюджета).

Совершенно непонятно, как толчок развитию может дать новая бюрократическая структура. Ее полномочия распространятся на громадную территорию от Красноярского края до Камчатки и Курил – как она будет взаимодействовать с региональными и местными властями? Кто будет определять приоритеты промышленного и транспортного развития регионов? Как планы министра по чрезвычайным ситуациям будут согласованы с планами Минэкономразвития и Минфина? Где взять 5 млн новых рабочих (сейчас экономически активное население Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет около 7,5 млн человек)? Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что за новую идею министр выдает советские территориально-производственные комплексы. Она полагает, что государству стоит ограничиться созданием инфраструктуры и благоприятных условий для ведения бизнеса в отдаленных регионах, а не заниматься строительством рудников и предприятий, о котором заявил Шойгу.

Легко себе представить государственную корпорацию развития как попытку усилить контроль за далекими регионами. В регионах же хотят другого. Когда предложения для программы Шойгу обсуждались красноярскими политиками, учеными и общественниками, для нее был предложен девиз: «Нам не надо денег – дайте нам свободу».