Путину и его помощникам надо бережнее относиться к истории

Вчера премьер России и ключевой кандидат на президентский пост опубликовал национальную часть своей предвыборной программы. Политические, социальные, юридические и экономические элементы статьи «Россия: национальный вопрос» уже детально анализируют наши коллеги, аналитики и просто заинтересованные граждане. Но в статье есть немалый исторический компонент: автор доказывает правоту своей концепции межнационального согласия, апеллируя к урокам прошлого.

Путин уверен: «Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР». С этим утверждением можно поспорить. Взрывы межнациональной розни, обернувшиеся на Кавказе масштабными вооруженными конфликтами и войнами, вспыхнули в 1990-е гг. Однако это был взрыв мин замедленного действия, заложенных значительно раньше. Жестокая война с горцами, в ходе которой и русские, и их противник практиковали уничтожение мирных жителей и разорение аулов (станиц) продолжалась в царствование трех императоров (Александра I, Николая I и Александра II) почти полвека — с 1817 г. по 1864 г. Дело завершилось выселением большей части черкесов в Турцию.

Потом гражданская война, обострившая межнациональные распри, кровавое подавление выступлений горцев против антирелигиозной политики и коллективизации в 1920-1930-х гг. Были еще произвольное, без учета этнической принадлежности населения, национально-территориальное размежевание Средней Азии в 1920-е гг., разделившее многие народы и даже семьи между разными республиками (теперь государствами). Наконец, депортации народов времен Великой Отечественной в Сибирь и Казахстан, коснулись миллионов людей и унесли десятки тысяч жизней (численность калмыков, например, сократилась на четверть). Сталинские депортации ударили по большим и малым народам и народностям СССР — от поляков на западе до корейцев на востоке, от ингерманландцев на севере до курдов на юге. Русским и украинцам тоже досталось порядочно во время высылки «кулаков». Многие вернулись назад, но немало депортированных приросли к местам ссылки. Называть после этого трагические события начала и середины 90-х гг. следствием распада Союза, как мне кажется, по меньшей мере, поверхностно.

Спорной выглядит и идея сдачи экзамена по истории мигрантами. Недавнее и отдаленное прошлое не отрефлексировано самими россиянами. До общей версии истории, о которой писал премьер еще очень далеко. Да и до твердых знаний тоже: по данным ВЦИОМ, 60% опрошенных правильно ответили на три из восьми вопросов демоверсии ЕГЭ по истории, шесть и более правильных ответов дали 12%. Даже даты ключевых событий Великой Отечественной правильно называют чуть более трети респондентов. Едва ли не самые низкие результаты единого госэкзамена — именно по истории. Да и первые лица и чиновники сами ошибаются: сам Путин в мае 2005 г. сказал, что страны Балтии были включены в состав СССР в 1939 г. (в действительности — в 1940 г.). Бывший спикер Госдумы Борис Грызлов в 2010 г. заявил, что голод 1932-1933 гг. был следствием засухи. Спрашивать историю у мигранта после этого немного странно.

Возможно, мои претензии — следствие разных мнений и трактовок событий новейшей истории.

Но Владимир Путин и (или) его помощники не очень точны в работе с источниками. Чтобы доказать собственную правоту и подтвердить древние корни поликультурности и толерантности отечественного государства и русского народа, в статье цитируется знаменитая «Повесть временных лет»: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане… А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы – эти говорят на своих языках…».  Значит, жили в Киевской Руси равноправные говорящие на разных языках народы. Ну благодать просто. Открыл «Повесть» в редакции покойного Д.С.Лихачева (Москва-Аугсбург, 2003 г., стр.5). Фраза звучит немного по иному: «Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси (подчеркнуто автором): чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Данники — это несколько иная категория, чем обычные подданные древнерусского государства. Это население зависимых территорий, которые не входили в состав Киевской Руси, а выкупали право жить прежними обычаями на своей земле деньгами и товарами. Их права были ограничены — они не могли участвовать в вече. Это конечно не означает, что наши пращуры были недружелюбными и враждебными к соседям. Разница невелика, но первым лицам и их помощникам стоит быть скрупулезнее.