От редакции: Сто книг до приказа

Главной идеологической проблемой кандидата в президенты Владимира Путина становится то, что он никуда не уходил от власти. Очень трудно сформулировать четкую программу, в которой ты не можешь критиковать то, что происходило в стране в последние 12 лет.

Через пять дней после обвинения писателя Бориса Акунина в том, что он этнический грузин (на встрече с редакторами СМИ), кандидат в президенты Владимир Путин опубликовал статью «Россия: национальный вопрос», в которой попытался объяснить, как хочет этот вопрос решать. Западные подходы «плавильного котла» и мультикультурализма у нас неприменимы, они потерпели крах в США и Европе, и теперь тамошние власти вынуждены ужесточать миграционную политику. У нас ситуация принципиально иная, уверен премьер: нынешние проблемы порождены распадом СССР («большой России») и политическими играми 1990-х гг., но у России особый характер государственности и «единый культурный код», который позволит обеспечить развитие «поликультурной общности». Чтобы сгладить конфликты и скрепить межнациональное согласие, Путин предлагает формировать гражданскую идентичность.

Пытливые читатели обратили внимание, что с точки зрения терминологии «поликультурность» – синоним провалившейся «мультикультурности»; или что в желании построить гражданскую идентичность Путин как раз вторит лидерам западных стран.

Но что предлагает Путин? Создать специальную структуру в системе федеральных органов власти. Отбирать иностранных мигрантов методами, которые уже используются на Западе и давно предложены в России, – ввести экзамены по языку, истории и праву. Ужесточить вплоть до уголовной ответственность за нарушения правил миграции и регистрации по месту жительства. Сформировать список из 100 книг российского культурного канона, который должен прочитать каждый выпускник школы. Создать эффективный суд и полицию, которые будут разрешать конфликты с межнациональной подоплекой по закону, а не по понятиям. Последнее важнее всего, но именно при Путине неписаное право стало важнее писаного. Стоит ли ждать, что он все перевернет при новом сроке? 100 книг выглядят реальнее.