Статья опубликована в № 3097 от 10.05.2012 под заголовком: Компания недели: «АвтоВАЗ»

Дмитрий Симаков: Нероссийский "АвтоВАЗ"

К концу следующего года «АвтоВАЗ» перестанет быть российским предприятием. Контроль над ним перейдет к альянсу Renault-Nissan. Увеличение доли с 25 до 50% плюс 1 акция обойдется ему в $750 млн. Первые 25% покупались Renault четыре года назад за $1 млрд. Итого $1,75 млрд. Причем оба раза партнеры платили внушительную премию. На этот раз она составит 100% к текущим котировкам. Отечественных акционеров «АвтоВАЗа» – «Российские технологии» и «Тройку диалог» можно поздравить с успешной сделкой. И заработают прилично, и перед властями есть чем похвастаться. Мол, будущее автозавода в надежных руках. Никто ведь не забыл, как и без всяких кризисов «АвтоВАЗ» лихорадило раз в несколько лет. А уж 2008–2009 гг. многие до конца жизни будут вспоминать как страшный сон. Поэтому Renault-Nissan отводится роль этакого белого рыцаря, который поможет не просто наладить нормальную работу завода, но и передаст ему современные технологии, позволяющие подтянуть качество продукции «АвтоВАЗа» до уровня иномарок.

Но для Renault-Nissan игра тоже стоит свеч. Для третьего в мире автопроизводителя $1,75 млрд за 25% одного из крупнейших мировых автомобильных рынков не так уж и много. А обоим членам альянса жизненно необходимо завоевывать зарубежные страны. Домашние рынки давно не делают погоды в продажах Renault-Nissan – в 2011 г. на Францию и Японию пришлось лишь 17%. Зато на три крупнейших рынка – Китай, США и Россию (с учетом «АвтоВАЗа») – 40%. Проблема в том, что рост китайского и американского рынков замедлится, предупреждал в январе президент альянса Карлос Гон. Зато спрос на автомобили в России будет расти еще как минимум с десяток лет. Так что на ближайшие годы наша страна вполне может стать для Renault-Nissan вторым по размеру рынком сбыта (разрыв с США составляет 164 000 автомобилей, 15%).

Другое дело, что на рост можно надеяться только в случае нормального экономического развития. Случись кризис, продажи автомобилей у нас вновь рухнут в тартарары. Наверное, поэтому-то Renault-Nissan возьмет на себя роль старшего партнера на «АвтоВАЗе», но младшим оставит «Ростехнологии». Ведь именно благодаря госкорпорации завод во время последнего кризиса получил от государства 75 млрд руб. беспроцентных кредитов. Влиятельный партнер и впредь не допустит проблем на предприятии. Ну а в случае нового кризиса и существенного снижения доходов людям придется пересесть на Lada. Которыми к тому времени будут в основном перелицованные Renault и Nissan.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать