Кирилл Харатьян: Зоологические антироссияне

«Такая антирусская пропаганда со стороны США идет и от евреев». Владимир Жириновский, зампред Госдумы

Тут в Думе думали, как ответить на список Магнитского – перечень россиян, которым не будут давать визы в США, поскольку они, как в США считают, причастны к гибели юриста Сергея Магнитского.

Владимир Жириновский на этих раздумьях тоже выступил – объяснил, почему в США не любят Россию. Многие из советских евреев, говорит зампред Госдумы, после войны переехали в США: «Евреев притесняли в России и в конце XIX в. То есть они были недовольны. И сейчас там в Америке находятся 10 млн из нашей страны и из Советского Союза, и все они настроены против нашей страны. Вот отсюда накал антирусских настроений».

Высказывания председателя старейшей современной российской партии, либерально-демократической, часто трактуются как попытки проверить общественную реакцию на ту или иную инициативу властей – хотя Жириновский иной раз выражает явно самостоятельные мысли. В данном-то случае похоже скорее на второе, но самостоятельность как-то удивительно ложится в общий контекст, скажем так, отгораживания от внешнего мира. Отгораживания во всех сферах, к сожалению: в политической, культурной и даже, увы, экономической.

А контекст такой: вроде бы никто не оспаривает того факта, что у России сейчас нет внешних врагов (если только не считать врагом Грузию). В то же время – судя по риторике и действиям новой властной команды – враги есть, потому что иначе зачем вычищать из российского общественного пространства все, что связано с иностранцами?

Тут-то и нужны какие-то последовательные, как говорили раньше, зоологические антироссияне, которые подспудно направляют политику вообще-то дружественных или нейтральных зарубежных политиков. Беглецы и предатели (а как иначе назовешь тех, кто не строит вместе с нами сейчас великую Россию? кто предпочел сладкий кусок чужбины горькой героике нефтедобывающих буден?) подходят на эту роль как нельзя лучше. Сейчас уже не обвинишь их в том, что они за антироссийскую деятельность что-то получают, но зоологическая ненависть тем и отличается, что не нуждается в поощрении.

Все это, конечно, дикость! Эмигранты, сколько я их знаю, ведут напряженную жизнь: некоторые – чтобы просто выжить, другие – чтобы интегрироваться в новое общество. Но вряд ли это может помешать властям развернуть какую-нибудь новую кампанию.