Михаил Оверченко: Анатомия заговора: ненависть греет душу

Нельзя, чтобы народ поворотил свое недовольство против царя. Так что нужно иметь врага и воспитывать к нему ненависть.

Фильм «Анатомия протеста – 2» хоть и не первый в ряду материалов, рассказывающих о коварстве и низости тех, кто не согласен с действующим режимом, но, безусловно, наиболее значимый по спровоцированным последствиям. На основании невнятной картинки, сопровождающейся невнятным разговором на невнятную тему (при том что все это получено до сих пор не объясненным образом) стали возбуждаться уголовные дела, пошли аресты. Фильмы этой серии преподносятся как разоблачительные: в первой «Анатомии» рассказывалось, что участникам митингов прошлой зимой платили деньги, теперь «журналисты» выяснили, что оппозиционеры хотят устроить революцию на иностранные деньги.

Принципы создания подобных «разоблачений» подробно изучил Умберто Эко. Сконструированный им персонаж – Симонино Симонини (роман «Пражское кладбище») – авантюрист второй половины XIX века, шпион, провокатор, доносчик, работавший на секретные службы Пьемонта, Турина и Франции, на иезуитов и царскую охранку. За годы службы Симонини стал мастером составления фальшивок, рассказывающих о заговорах гарибальдийцев, французских революционеров, иезуитов, масонов, евреев. Секретные службы нескольких стран платили ему за его сочинения огромные деньги, его книги с шокирующими свидетельствами издавались многотысячными тиражами, статьи печатались в газетах и журналах.

Вот основополагающий принцип составления подобных «документов», вложенный автором в уста Симонини: «Вот я и убедился, что продавать идею заговора можно так: не предлагать вообще ничего оригинального, а только и предельно то, что уже известно или могло бы быть известно из других источников. Все верят только тому, что уже знают. В этом и есть красота Универсальной Формы заговора». И далее: «Тем уж в который раз подтвердилась моя гипотеза, что, если шпион намерен открыть нечто доселе неслыханное, пусть он расскажет именно то, что нетрудно приобрести на любом второсортном книжном развале. <...> Люди заглатывают истории странствий и истории преступлений, так же скоропалительно забывают прочитанное и, встречая то же самое во второй раз, уже как чистую правду, смутно припоминают, что кое-что подобное им попадалось, так что безоговорочно верят услышанному».

В «Анатомии протеста – 2» рассказывают, что оппозиционеры готовят захват власти, а финансируют их из-за рубежа, в частности из Грузии. А вы что, не знали, что главные враги России – это режимы, в которых не чтут национального лидера, а готовы менять его на выборах, – прежде всего грузинский и американский (причем первый поддерживается вторым)? Об этом же с середины нулевых известно. А про то, что правозащитные и некоммерческие организации стремятся на иностранные деньги разложить российскую государственность, вы никогда не слышали? Что, только относительно недавние слова Путина про шакалящих у иностранных посольств вспоминаются? Да полноте, про это еще Аркадий Мамонтов в 2006 г. рассказывал в фильме «Шпионы» (а в январе этого года канал «Россия» показывал его ремейк). Не помните, что там точно было? Что-то про британский шпионский камень (потом британцы даже признали, что камень был), да, но ведь что-то еще – вроде про то, что какие-то правозащитники на шпионские деньги живут и честным россиянам жизнь пытаются отравлять? И потом, после обстоятельного муссирования этой темы, закон ужесточили, чтобы этим НКО жизнь медом не казалась, припоминаете?

А еще раньше, в 1930–1940-е гг., о заговоре против страны чуть ли не ежедневно отчитывался НКВД. «Виновные» публично признавались в том, что были английскими, японскими, польскими шпионами.

Но «Анатомия протеста» не единственное разоблачение, неприглядные «факты» делаются достоянием общественности и по результатам других «расследований». «Сильно много сенсаций сразу – напрасная трата, – учил иезуит падре Бергамаски (уже вполне реальный исторический персонаж). – Публика поохает и забудет. Необходимо их дозировать, сенсации. Подавать маленькими порциями. И при каждой новой сенсации следует активно напоминать о предыдущих».

Сенсация: Pussy Riot финансировал Березовский! Все по учебнику: знакомая массовому потребителю фигура, образ «злого гения» дополняется новой деталью. В который раз вам продают теории заговора?

О каких тайнах нам могут поведать в третьей части «Анатомии»? Почему бы не взяться, например, за личную жизнь оппозиционеров? Известно ведь, антиобщественный элемент не может быть морально чистоплотным и в частной жизни. Как у Высоцкого, помните? «И где-то в дебрях ресторана гражданина Епифана / Сбил с пути и с панталыку несоветский человек. / Епифан казался жадным, хитрым, умным, плотоядным, / Меры в женщинах и в пиве он не знал и не хотел».

Зачем все это делать? Ответ найдем у «шишки» из Охранного отделения Петра Рачковского (в то время – заведующего заграничной агентурой, впоследствии – вице-директора Департамента полиции Российской империи), который объясняет Симонини: «Я намерен укреплять моральные устои русского народа и не желаю (или, лучше сказать, не желают те, чьи желания для меня закон), чтобы этот народ поворотил свое недовольство против царя. Так что нужно иметь врага. <...> Порядочный враг, устрашающий и узнаваемый, должен быть прямо в доме или у самого порога дома. <...> Дарить надежду собственному народу – именно для этого нужен враг. Говорят, патриотизм – последнее прибежище подонков. Не имея моральных принципов, мерзавцы обычно заворачиваются в знамя. <...> Самосознание строится на ненависти. Ненависти к тем, кто отличается. Ненависть необходимо культивировать. Это гражданская страсть. Враг – это друг всех народов. Нужно кого-то ненавидеть, чтобы оправдывать собственную мизерность. Ненависть – истинная природная страсть. Аномальна как раз любовь. За нее Христа и распяли. Христос выступал против человеческой природы. Никого не пролюбишь всю жизнь. <...> А проненавидеть всю жизнь очень даже можно. Лишь бы предмет страсти не девался никуда и все торчал на одном месте, разжигая нашу ненависть. Ненависть греет душу».

Автор – редактор международного отдела «Ведомостей», редактор отдела «Финансы» Vedomosti.ru