От редакции: Разрабатывать или не разрабатывать шельф

Благодаря своему исключительному положению к сегодняшнему дню в своих руках «Газпром» и «Роснефть» сконцентрировали уже лицензии на 41%ресурсов российского шельфа (данные Минприроды). Но и этого им мало: госкомпании пожаловались в письме президенту, что им не дают новые лицензии. «Роснефть» хочет получить еще 14 участков, а «Газпром» – 29. В общей сложности это прибавит им еще 41% шельфовых ресурсов.

В последнее время резко обострилась борьба за арктический шельф между частными и государственными нефтегазовыми гигантами. Борьба исключительно виртуальная – на российские арктические льды еще не ступала нога нефтедобытчика, будь то представители «Газпрома», «Роснефти» или частного бизнеса. Несметные богатства российского сектора Арктики (примерно 25% мировых запасов углеводородов) как были, так и остаются нетронутыми – к большой радости экологов.

Во многом это «заслуга» двух крупнейших госкомпаний – «Газпрома» и «Роснефти», которые ведут себя в отношении шельфовых запасов как собака на сене: и сами не разрабатывают, и другим не дают. Государство предоставило им монопольное право на разработку шельфовых месторождений: по закону о недрах все остальные желающие добывать там нефть и газ обязаны приобрести «входной билет» – договориться о партнерстве с одним из монополистов. Билет этот далеко не дешев: чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на условия сделок «Роснефти» с ВР и ExxonMobil.

Тормозом на пути двух госкомпаний стало Минприроды – оно решительно поддержало частный бизнес в стремлении получить доступ к разработке шельфа. Минприроды предлагает дать возможность частникам вкладывать деньги в шельфовую геологоразведку. А вот если им удастся найти нефть и газ на конкретном месторождении, тогда госкомпании будут иметь опцион на вхождение в такой проект с 50% плюс 1 акция, предлагает ведомство. К 1 ноября правительство должно принять решение – пускать ли частные компании на шельф наряду с государственными.

Здравый смысл подсказывает, что, если мы и правда хотим разрабатывать шельф, доступ к нему надо либерализовать. Частный «Лукойл», если ему разрешит правительство, готов немедленно потратить на геологоразведочные работы в Арктике $2,7млрд, а затем по итогам разведки пробурить пять поисковых скважин.

Государственная «Роснефть» собирается пробурить лишь четыре поисковые скважины – и то к 2020 г., при этом уже имея в руках множество перспективных участков.

Очевидно, что у госкомпаний сегодня нет ни технологий, ни опыта, ни ресурсов для разработки шельфа. У «Роснефти» единственный успешный шельфовый проект – «Сахалин-1», где оператор вообще-то ExxonMobil, а у самой «Роснефти» только миноритарная доля. «Газпром» уже 10лет собирается разрабатывать Штокман, а воз и ныне там. При этом после покупки ТНК-ВР долговая нагрузка «Роснефти» будет очень тяжелой, где уж взять лишний десяток миллиардов долларов на шельф. Да и «Газпром» везде жалуется, что ему не хватает инвестиционных ресурсов даже на текущие проекты. Почему же госкомпании так ожесточенно борются за монопольное право разрабатывать шельф?

Конечно, ничего удивительного тут нет: во всем мире компании бьются за обладание лицензиями, даже если на деле не собираются ничего добывать. Запасы на балансе – это один из главных факторов, повышающих стоимость акций и капитализацию.

У «Роснефти» благодаря сделке с ВР могли к тому же появиться новые планы: ВР ведь имеет и опыт, и технологии для работы на морском шельфе. А если оставить за собой монополию, то денег «на Арктику» можно попросить у российского бюджета – под предлогом решения важнейшей для государства задачи.

Наше богатое государство любит бросать бюджетные деньги на мегапроекты – убедить его профинансировать геологоразведку и строительство инфраструктуры для разработки Арктики будет несложно, особенно учитывая влиятельность Игоря Сечина. Но это будет гораздо сложнее сделать, если частники начнут успешно вкладывать в шельф свои миллиардные инвестиции.