Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3258 от 24.12.2012 под заголовком: От редакции: Счет за обучение

От редакции: За какое образование придется платить

М. Стулов / Ведомости

Почти незамеченным прошло важное для страны событие – Госдума в пятницу утвердила в заключительном чтении закон «Об образовании». Документ, заменивший сразу два закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», непосредственно затрагивает права и благосостояние большинства россиян. Попросту говоря, в нем описано, сколько денег и кто будет платить за обучение россиянина с двухмесячного возраста и до глубокой старости.

Критики упрекали авторов законопроекта в стремлении сократить сферу бесплатного образования и навязать взамен платные услуги. По их мнению, есть опасность, что 65-я статья закона, которая дает право заведующим муниципальными и государственными дошкольными учреждениями устанавливать и взимать плату за содержание детей, сделает их недоступными для большинства населения. Но скорее всего эти страхи окажутся беспочвенными: на самом деле такая норма действует давно. Согласно статье 52.2 нынешнего закона «Об образовании» региональные власти устанавливают среднюю плату за обучение и должны компенсировать родителям 20% расходов на содержание первого ребенка, половину – на содержание второго и 70% – на содержание третьего. Размер этих компенсаций сохранен и в новом законе.

Беспокоит другое: в законе не указана процедура возмещения затрат, поэтому у чиновников останется возможность затягивать выплату компенсаций, что может стать серьезной проблемой, особенно в глубинке.

Некоторые проблемы ждут родителей будущих первоклассников: 67-я статья нового закона закрепляет за школами определенные территории и, следовательно, устанавливает приоритетный прием детей по месту их регистрации. Школы сохранили право отказывать в приеме детей в случае заполнения мест. Поэтому родителям, которые захотят определить детей в хорошую школу вне своего района, придется обращаться в муниципальные и региональные органы образования.

Слухи о тотальном переходе к платной средней школе преувеличены: по новому закону все обучение в рамках федеральных образовательных стандартов (ФГОС) остается бесплатным. Впрочем, в этом пункте есть некоторая опасность: чиновники могут сузить содержание стандарта до крайне ограниченного объема знаний и компетенций и без консультаций с заинтересованными лицами и общественностью внести его в парламент.

Впрочем, мы надеемся, что новое руководство Минобразования адекватнее прежнего и на такие шаги не пойдет.

А вот передача финансирования общего и дошкольного образования региональным и муниципальным бюджетам может негативно сказаться на его качестве: переданные полномочия должны подкрепляться соответствующими ресурсами из центра.

У некоторых критиков закона есть опасения, что бесплатное высшее образование постепенно исчезнет. Норма, по которой федеральный бюджет гарантирует обучение 800 студентов на 10000 юношей и девушек в возрасте от 17 до 30 лет, сократит вдвое количество обучающихся бесплатно, заявил вчера зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. Но по нашим расчетам, денег при целевом использовании хватит для сохранения статус-кво, когда на бюджетное обучение поступают менее 50% абитуриентов госвузов.

Еще одна проблема – в новом порядке реорганизации муниципальных детских садов и школ. Например, ликвидировать образовательное учреждение в сельском населенном пункте без учета мнения местного населения запрещено, но как именно учитывать мнение жителей – в законе не указано. Это оставляет простор для произвола. Странно, что при этом городскую школу можно реорганизовать или закрыть, не обращая внимания на отзывы горожан.

Удивительно также, что закон, декларируя светский характер общего образования, одновременно предписывает согласовывать школьные курсы изучения духовно-нравственной культуры народов России и традиционных религий с «централизованными религиозными организациями» (ст.87), как будто в стране нет авторитетных ученых-религиоведов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать