Мария Железнова: Чем учительница лучше сканера

Комитет Госдумы по конституционному законодательству, подведя итоги нескольких месяцев дискуссии с партийцами о том, как им следует совместно развивать избирательную систему, пришел к выводу, что развивать ее не надо. А именно что наращивать парк КОИБов, они же избирательные урны-сканеры, которые сами умеют считать голоса избирателей, нецелесообразно.

Проблема не в трактовке главы комитета единоросса Владимира Плигина, по которой КОИБы – их количество в ближайшие пару лет сначала Дмитрий Медведев поручил, а потом Владимир Путин распорядился довести до 60000 (плюс к нынешним 5770) – не выдерживают ударных темпов либерализации партийного законодательства. Они просто не способны работать с бюллетенями на 50 партий, которые в результате этой либерализации смогут принять участие в сентябрьских выборах. КОИБ бюллетенем такой длины (2 м) поперхнется и подавится, поэтому, резюмировал Плигин, целесообразно вернуться к традиционному формату проведения выборов, при котором галочки в бюллетенях считают не умные урны, а опытные учительницы, составляющие большинство в участковых избиркомах. Эти не поперхнутся и не подавятся. Ну или этих не жалко.

Предложение Госдумы обусловлено заботой о бесперебойном процессе голосования избирателей на участках: поломка КОИБа может его парализовать, объяснил зампред ЦИК Леонид Ивлев свою поддержку этой идеи. Учительницы же гарантируют не только бесперебойный процесс голосования, но и беспроблемный процесс подведения итогов. На участках, оборудованных учительницами, «Единая Россия» в декабре 2011 г. получила в среднем 46% голосов. На участках, оборудованных КОИБами, – 30%.

Технические характеристики также не в пользу КОИБов. Как следует из документации к урне, приведение КОИБа в рабочее состояние занимает 30 минут. Чтобы проделать это с учительницами, достаточно нескольких минут для разъяснения последствий плохих результатов.

Цена тоже имеет значение. КОИБ не должен стоить больше 40000 руб. Учительница обходится бюджету дешевле.

Да и надежность КОИБа, оказывается, ниже, чем у учительниц. На парламентских выборах 2011 г., как следует из итогового отчета ЦИК, вышло из строя целых 10 аппаратов из 5770. Этому обстоятельству в отчете был посвящен отдельный абзац. Учительница сломалась только одна – Татьяна Иванова из Петербурга, которая отказалась фальсифицировать итоги выборов и была уволена. Татьяну Иванову ЦИК в своем отчете не упомянул.