Алексей Левинсон: Чрезвычайная ситуация в умах

Октябрьский опрос «Левада-центра» демонстрирует такие сочетания реакций, которые в обычной жизни считают парадоксом.

Правительство скорее не сможет (считают 47% респондентов), чем сможет (38%) улучшить положение в стране в течение ближайшего года. Но у 64% деятельность правительства вызывает одобрение. Среди событий последнего времени более всего россиянам запомнились авиакатастрофа и военные операции. Но политическую обстановку в стране 56% считают «спокойной» и «благополучной». Текущее экономическое положение в своем городе, селе считают хорошим 13%, плохим - 33%. Материальное положение за последний год улучшилось у 18% населения, а ухудшилось у 28%. Цены будут расти «как сейчас» (52%) или быстрее (34%). Безработных станет больше (31%), а не меньше (8%).

Более 60% согласны, что в «ближайшем будущем начнется снижение уровня жизни российского населения, экономический кризис». И большинство (56%) связывают это с «присоединением Крыма, политической и военной помощью ополченцам». Но присоединение Крыма к России поддерживают 86%. Помня и о санкциях, и о падении рубля, граждане тем не менее ожидают, что «ситуация в политической жизни России» в ближайшее время скорее улучшится (43%), чем ухудшится (36%). 64% заметили, что цены на продукты питания «в связи с введением запрета на их импорт» уже выросли; ожидают роста еще 22%. Однако к введению этого запрета руководством России в ответ на западные санкции отнеслись положительно 73%.

Особо отметим, что думают россияне о международном положении своей страны. Тех, кто решил, что «за последние полгода русских и Россию за рубежом стали больше любить», менее 1%. Что нас стали «больше уважать» и «больше понимать» считают по 10%. Главные же ответы: «нас стали больше бояться» (30%) и «больше ненавидеть» (24%). Хорошо ли жить в такой стране? Оказывается, да. Ведь 86 из каждых 100 респондентов тут же заявили, что они «горды тем, что живут в России» (сказали «нет» 6%).

В обществе чрезвычайная ситуация - такая, при которой не действуют обычные причинно-следственные связи. «Госдеп», как считают у нас, стремится вызвать недовольство масс Путиным, ухудшив экономическое положение в стране с помощью экономических санкций. Между тем рейтинг Путина (доля одобряющих его деятельность на посту президента) достиг прежнего рекорда (2008 г.) - 88%. У нас для таких необычайных ситуаций есть свои толкования: «Нас гребут, а мы крепчаем, мы вообще такие». Нашей экономике от санкций даже лучше. Но это слова. Находятся люди и силы, которые спешат воспользоваться чрезвычайной ситуацией в обществе, его временной нечувствительностью к противоречиям: чем сложнее экономическое положение, тем больше мы будем вкладывать туда, откуда никаких прибылей и не жди, и отдавать тем, кто не подумает возвращать.

На фоне этой череды парадоксов неожиданно смотрится такой результат: сына, который решил «поехать воевать на стороне ополченцев на востоке Украины», 68% попытались бы «отговорить или воспрепятствовать этой поездке».