Статья опубликована в № 3879 от 23.07.2015 под заголовком: От редакции: Миллион алых роз

Миллион алых роз

Цветочная индустрия как олицетворение ценностей самовыражения
  • Николай Эппле,
  • Максим Трудолюбов

Запрет на поставку цветов из Нидерландов, о высокой вероятности которого заявили в Россельхознадзоре, – ожидаемая мера. По словам главы ведомства Сергея Данкверта, в голландских цветах обнаружены «карантинные организмы», которые могут угрожать экономике и сельхозпроизводству России. В мае глава организации «Садоводы России» Андрей Туманов сообщил, что в этом году розничная продажа семян цветов снизилась, а семян овощей – выросла на 50%. Начав ощущать кризис на себе, россияне предпочитают цветам картошку.

Такая смена предпочтений очень напоминает то, что социологи называют вытеснением ценностей самовыражения ценностями выживания: это возвращение от целей развития к целям текущего потребления, от индивидуального к коллективному, от самореализации к защите, от свободы к безопасности. Цветы – идеальный образ ценностей самовыражения, картошка – ценностей выживания. Цветы – бесполезный в хозяйстве скоропортящийся продукт. В отличие от золота и бриллиантов цветы не имеют смысла как вложение денег, их назначение – украшать и быть предметом дарения, проявления в основе своей глубоко частного.

Цветы сопутствуют человеку с начала истории в качестве ритуально-орнаментального атрибута и как предмет дарения. Использование цветов в религиозных церемониях, на свадьбах и похоронах тоже находится в логике дарения, в самой древней из возможных форм дарения – в форме жертвы божеству, близким и предкам. Один из наиболее ранних примеров цветов как дара живому человеку – висячие сады Семирамиды, дар вавилонского царя Навуходоносора своей жене. Бурный рост цветочной индустрии в конце XIX в. – проявление именно растущего частного спроса на живые цветы.

В начале XX в. мировым лидером этой индустрии становятся Нидерланды, где традиции цветочной торговли восходят к XVII в. («тюльпаномания», всплеск ажиотажного спроса на тюльпаны в 1637 г., считается первым в истории биржевым пузырем). Цветочный рынок уверенно растет – в 2001 г. мировой цветочный экспорт оценивался в 8,5 млрд, а в 2013 г. – в 20,6 млрд. В условиях глобализации цветочная индустрия претерпела значительные изменения. При росте «цветочного потребления» в богатых странах (главные импортеры – США, Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания и Россия) производство цветов перемещается в страны с наиболее благоприятным для этого климатом. Сегодня больше всего цветов выращивается в Южной Америке (Колумбия и Эквадор), Индии, Африке (Кения и Эфиопия) и Израиле. Нидерланды превратились в главный перевалочный пункт такой торговли, на них приходится 52% мирового экспорта.

Российский импорт цветов в последние годы стабильно рос – с 2004 по 2013 г. Россия передвинулась с 10-го на 6-е место, а в 2014–2015 гг. остановился под влиянием девальвации (по оценкам Минпромторга, в этом году спад может составить 15–20%). В этот же момент, в 2014 г., по оценкам экономиста Михаила Дмитриева, господствовавшая в обществе установка на развитие уступила установке на текущее потребление и минимизацию рисков.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"