Статья опубликована в № 3963 от 19.11.2015 под заголовком: От редакции: Место встречи

Место встречи изменить нельзя

Зачем государству единый оператор экономических форумов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Решение создать единого оператора государственных или окологосударственных экономических форумов довольно забавно, вполне в логике государственной экономики и совсем не в логике бизнеса.

Забавно потому, что это все уже было при создании «национальных чемпионов» в ТЭКе или госкорпораций в других отраслях.

Логично потому, что крупные форумы – Петербургский (ПМЭФ), Сочинский, Восточный, «Открытые инновации» – проводятся по государственному заказу. Финансируются они через госконтракты, спонсорами, которых тоже привлекает государство, а также через взносы участников. Организаторы, как правило, некоммерческие фонды. Судя по всему, таким останется и «Росконгресс».

По оценкам участников рынка, бюджет Петербургского и Восточного форумов составил около 1 млрд руб., Сочинского – 700–800 млн, «Открытых инноваций» – 550–600 млн. Красноярский форум собирает около 150 млн руб. Форумы проводятся в разное время года, так что, если исходить из государственной логики, их вполне может готовить одна команда, которая к тому же будет четче делить повестку и координировать участие высокопоставленных чиновников. Возможно, удастся и сэкономить.

С другой стороны, это не бизнес и с созданием единого оператора будет на бизнес еще менее похоже. Индустрия MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) дает около 2% мирового ВВП, в России сертифицированные мероприятия дают около 0,04% ВВП. По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), в 2014 г. Россия провела 76 мероприятий и стала 42-й в мире. Среди столиц Москва поделила 74–76-е места с Бухарестом и Любляной.

В России очень мало событий, не связанных с государством. Даже те форумы, которые были региональной инициативой (как Красноярский), унифицируются на федеральном уровне по мере снижения самостоятельности регионов. Для местных властей становится главным не брендинг региона и самостоятельное привлечение инвестиций, а возможность прямого контакта с чиновниками из Москвы (что, конечно, тоже привлечение инвестиций).

Да, идеологические различия есть. ПМЭФ – это «русский Давос» (т. е., по-нашему, самый представительный), Восточный ориентирован на экспертизу азиатской повестки, «Открытые инновации» – про модернизацию. Хорошо, что они есть и коммуникация происходит. Для власти это прежде всего площадки для трансляции сигналов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать