Второе пришествие Бориса Титова

Чем партия бизнес-омбудсмена будет отличаться от других кремлевских правых проектов

Объявленные уполномоченным при президенте по правам предпринимателей Борисом Титовым планы по созданию «партии бизнеса» на основе «Правого дела» – третья за последние 10 лет попытка вырастить правую партию в кремлевской пробирке.

В 2008 г. для этого взяли «генетический материал» у трех партий – Союза правых сил, Демократической партии и «Гражданской силы», которые были распущены и влились в новообразованное «Правое дело». Одним из трех сопредседателей партии стал бизнесмен Титов, входивший до этого в высший совет «Единой России». Как и следовало ожидать, трехголовая конструкция оказалась крайне неэффективной, а поиски единоличного лидера затянулись до лета 2011 г., когда «Правое дело» (как считается, не без протекции Кремля) возглавил миллиардер Михаил Прохоров.

С его приходом начался второй правый проект, просуществовавший менее трех месяцев. Единственное, по сути, что успел сделать бизнесмен, – это пригласить в руководство партии несколько известных в России людей, среди которых, однако, оказались и не самые желанные для Кремля фигуры. В результате на сентябрьском предвыборном съезде в партии произошел переворот, организованный, по словам Прохорова, «кремлевскими кукловодами» во главе с тогдашним главным куратором внутренней политики Владиславом Сурковым. Прохоров и его сторонники из партии ушли, а без них «Правое дело» на декабрьских выборах предсказуемо заняло последнее место с 0,6% голосов.

Третья версия «настоящей правой партии» вроде бы запускается с учетом прежних ошибок. Многоначалия не ожидается: вопрос о том, что партсписок на думских выборах должен возглавить Титов, обговаривался с будущими однопартийцами с самого начала. С фигурой лидера тоже полная ясность: с одной стороны, Титов и сам известный бизнесмен, с другой – его должность подразумевает прямые контакты если и не лично с президентом, то по крайней мере с его администрацией. То есть «стилистических разногласий» с властью ожидать не приходится.

Правда, от самой правой идеи за время этих генетических экспериментов мало что осталось. Партия Титова, судя по всему, будет опираться лишь на весьма узко понимаемые интересы предпринимателей, а объектом ее критики станут отдельные нерадивые чиновники, плохо выполняющие мудрые указания федеральной власти. И зацепить такой программой либерально настроенный электорат, о желании приручить который давно говорят в Кремле, у «Правого дела» вряд ли получится.