И снова здравствуйте!

Отношение россиян к Америке улучшается быстрыми темпами

В январе россияне стали заметно лучше относиться к США, а Дональд Трамп возглавил рейтинг упоминаемости в российских СМИ, опередив Владимира Путина. Между качественным и количественным изменением есть явная связь.

По данным «Левада-центра», по сравнению с ноябрем прошлого года число «в основном хорошо» относящихся к США выросло на 9 п. п. – с 26 до 35%. Число относящихся «в основном плохо» не изменилось – 40%, зато доля тех, кто относится «очень плохо», уменьшилась с 16 до 9% (кроме последнего ноября, в 2015–2016 гг. эта цифра была выше 20% и доходила до 39%). Растет приязнь и к Европе – с 29% в ноябре до 37% в январе. Зато практически не меняется отношение к Украине и Израилю.

Это логично, ведь российские официальные СМИ, главным образом телевидение, в последние три месяца сменили гнев на милость и связывают с новым президентом США надежды на лучшее будущее – отмену санкций, сотрудничество с Россией и т. п. Собственно, и Владимир Путин, в предыдущие два года обративший в адрес Америки немало филиппик, в первом телефонном разговоре с Трампом подчеркнул, что Россия «на протяжении более чем двух столетий поддерживала Америку, была ее союзником в двух мировых войнах и сейчас рассматривает США в качестве важнейшего партнера в борьбе с международным терроризмом» (цитата по kremlin.ru).

Логично также, что по итогам января Дональд Трамп вышел на первое место в рейтинге упоминаемости в российских СМИ по версии системы «Интерфакс-СКАН» (Владимир Путин впервые с 2012 г. отодвинулся на вторую позицию) и компании «Медиалогия». Трамп вступил в должность и сразу создал множество новостей.

Отношение к США как сопернику и образцу – базовая вещь, говорит Алексей Левинсон из «Левада-центра». Оно сформировалось в годы холодной войны. У образа США есть устойчивые атрибуты – сила, надежность, богатство, оценка которых меняется в зависимости от ситуации. Американская сила из дружественной медленно превращалась во враждебную с конца 1990-х. Конец 2014 г. и начало 2015 г. отметились резким ухудшением, по сравнению с которым в последние два года отношение улучшалось медленно, а в последние полгода – с заметным ускорением.

Коренного слома не произошло, но изменение важное и интересное. Героизация Владимира Путина образца 2014–2015 гг. держится на его «геополитических» и военных успехах – это эффект Крыма и Сирии. При этом в обоих случаях – с точки зрения россиян (и государственных СМИ) – на самом деле речь шла о столкновении с США, а не с Украиной или исламскими террористами.

ТВ легко манипулирует мнением зрителя там, где ему не с чем сравнивать телекартинку. Приложив известные усилия, пробудить к США ненависть нетрудно. Легкость, с которой отношение меняется при изменении обстоятельств, соответствует ценности этого ресурса.