Почему закон не защищает от коллекторов

Большинство жалоб приходится на серых взыскателей

«Антиколлекторский» закон и ряд поправок в закон о микрофинансовых организациях усложнили работу законопослушных взыскателей долгов и не повлияли на методы деятельности серых агентств и сотрудников. Выросшее число жалоб на ретивость коллекторов отражает несбывшиеся надежды граждан на защиту государства.

На этой неделе Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) опубликовала статистику жалоб граждан, столкнувшихся с деятельностью легальных коллекторов и нелегальных структур, которые воспринимаются населением как коллекторы. По данным НАПКА, за девять месяцев с января 2017 г., когда вступили в силу поправки в закон, уточнявшие разрешенные механизмы взаимодействия взыскателей с должниками (в частности, было уточнено допустимое количество и время телефонных звонков, регламентировался порядок личных контактов, обязанность коллекторов, работающих с долгами физлиц, вступать в государственный реестр), число обращений выросло по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 37% – с 2700 до 3700.

Лидеры по количеству обращений в 2017 г. не изменились: жители Москвы, за ними следуют Петербург и Московская область. По сравнению с 2016 г. с 19 до 35% выросла доля обращений с просьбой разъяснить правомерность действий коллекторов, доля звонков по неправильным контактам снизилась с 32 до 27%, звонков третьим лицам (родственникам и коллегам), которые разрешены только с согласия должника – с 26 до 16%. Одновременно почти втрое – с 4 до 11% – выросла доля hard-жалоб, когда заявители указывают на угрозы взыскателей, вымогательство и повреждение имущества.

Наибольшей брутальностью отличаются псевдоколлекторы в Крыму и Мордовии, где доля hard-жалоб составила 36 и 32% соответственно.

По данным ассоциации, подавляющее большинство жалоб на криминальные действия при взыскании долгов (до 75%) приходится на сотрудников микрофинансовых организаций, еще 20% – на действия коллекторов, включенных в госреестр, но не являющихся членами ассоциации, жалобы на криминал со стороны членов НАПКА единичны, по каждому проводится расследование, пояснил директор НАПКА Борис Воронин. Некоторые микрофинансовые организации отдают взыскание на аутсорсинг, но такая деятельность противозаконна и должна караться штрафом до 500 000 руб., но наказания пока единичны.

Растущее число обращений вызвано не столько выросшей правовой грамотностью граждан (теперь они знают, что на коллекторов можно и нужно жаловаться), сколько надеждой на новый закон, который, как полагали должники и его инициаторы, защитит их от бандитизма серых и черных взыскателей, считает финансовый омбудсмен Павел Медведев. Закон был изначально популистским, он усложнил работу легальных коллекторов, но мало повлиял на методы деятельности тех, кто привык выбивать и фактически вымогать деньги и имущество у должников криминальными методами.