И целого мира мало: Facebook не хватает пользователей для роста

Почему соцсеть разочаровала инвесторов

Последние несколько лет консерваторы и скептики ворчали, что Facebook с его капитализацией в сотни миллиардов долларов – это следующий пузырь доткомов, который вот-вот лопнет. Но акции социальной сети скептиков не слушали и упорно росли в цене – с 2012 г. они подорожали на порядок. Даже после многочисленных неприятностей, накрывших социальную сеть в последние полтора года, – скандала с возможным русским вмешательством в выборы президента США, расследованием ФБР, публичным допросом в конгрессе США, украденными данными миллионов пользователей – ее акции хотя и проседали, но быстро восстанавливались.

Казалось, что капитализация Facebook просто пуленепробиваемая.

К 25 июля этого года соцсеть стоила на бирже NASDAQ почти $630 млрд. А на следующий день Facebook опубликовал результаты за II квартал – и впервые за три года цифры социальной сети оказались ниже прогнозов аналитиков. Так, аудитория соцсети выросла за год на 11% и достигла 2,23 млрд активных пользователей, а прогноз аналитиков был 2,25 млрд пользователей; выручка компании увеличилась на 42% и составила $13,23 млрд против $13,34 млрд в прогнозе аналитиков. Facebook недоработал всего ничего, правильно? Но инвесторы были страшно разочарованы: акции Facebook за пару часов после открытия биржи рухнули более чем на 20%.

Что же такого страшного случилось? Кажется, социальная сеть уже собрала всех возможных пользователей в США и Канаде – ее аудитория в Северной Америке больше не растет. А именно здесь живут самые дорогие пользователи – каждый из них принес соцсети за последний квартал $26, это в 3 раза больше, чем жители других стран.

Конечно, и в США, и в Канаде есть люди, которые не проверяют каждый день, что происходит у их друзей в Facebook. Их немного, они странные, но они существуют. То ли они любят Snapchat, то ли боятся русских шпионов, но заполучить их в ленту друзей у Facebook шансов немного.

В Европе, как оказалось, социальная сеть вообще потеряла часть аудитории.

Так что единственная ее точка роста – развивающиеся страны. Но и они не бесконечны. Как написал колумнист американской Marker Watch, у Facebook просто заканчиваются свободные люди. Сейчас доступ к интернету на планете есть примерно у 3 млрд людей, и 75% из них уже не вылезают из Facebook.

Значит, надо развлекать лучше имеющихся пользователей и пытаться заработать как можно больше на них. Facebook хвастается успехом «Историй» в принадлежащем ему Instagram – благодаря этой функции среднее время, которое проводят пользователи в фотосервисе, заметно выросло. Вот только рекламодатели пока «Истории» не оценили, и зарабатывает социальная сеть тут гораздо меньше, чем на той же новостной ленте Facebook. А в саму новостную ленту невозможно запихнуть еще больше рекламы, надо уговаривать рекламодателей покупать это размещение дороже – а готовы ли они к этому?

Можно было бы списать разочаровывающие результаты II квартала на временные трудности Facebook – они бывают у любой компании. Вот только сам Facebook заявил на телеконференции для инвесторов, что снижает прогноз на год: в III и IV кварталах рост доходов компании будет медленнее на 7–9%, т. е. в IV квартале выручка соцсети вырастет лишь на четверть.

Скептики могут радоваться, и теперь инвесторы будут с подозрением реагировать на малейшую негативную новость о Facebook.