Уроки школьной демократии

Любое низовое несанкционированное объединение граждан воспринимается как подозрительное и враждебное – даже если речь об объединении школьников против трех контрольных в день

Здоровая и естественная идея объединения граждан для отстаивания своих прав в штыки воспринимается властью – даже если речь идет об объединении школьников, которые борются за ограничение числа контрольных тремя в день.

Руководство петербургской гимназии № 622 пригрозило отчислением и жалобой в прокуратуру десятикласснику Леониду Шайдурову, который создал в школе неформальное объединение старшеклассников по образцу студенческих организаций в американских университетах. Как рассказал 16-летний Шайдуров СМИ, базовых требований у объединения три: не больше трех контрольных, проверочных и самостоятельных работ в день; смягчение требований к внешнему виду гимназистов (цвет волос, украшения); упразднение совета старост гимназии как чисто декоративного института. План-максимум – добиться отказа от ЕГЭ. По словам Шайдурова, к ноябрю в «Организацию «Ученик» со структурой профсоюза», как называется объединение, вступило более 170 школьников. Учителя идею Шайдурова создать свой, учительский, профсоюз не поддержали.

Реакция руководства гимназии оказалась предсказуемой: директора школ, не обязательно советской еще закалки, регулярно запугивают школьников, участвующих в гражданских акциях или просто выражающих несогласие с педагогами. Неформальную встречу «профсоюза» на футбольном поле школы директор Наталья Алексахина, по словам Шайдурова, сочла «протестным митингом» и пригрозила ему отчислением, психбольницей и прокуратурой. Старшеклассникам было заявлено, что Шайдуров – «недолидер», экстремист и сектант, от которого надо держаться подальше. Со СМИ директор не общается, в школе переадресовывают все вопросы в районную администрацию. Когда история получила огласку, на сторону юноши встал комитет по образованию Петербурга, который не нашел никаких нарушений в создании школьного объединения, передал ТАСС.

Нервная и даже истерическая реакция руководства на любую неподконтрольную ей низовую самоорганизацию типична для современной России. Естественные и неотъемлемые для демократического государства, которым, как учат в школе, является и современная Россия, гражданские свободы – слова, собраний – чем дальше, тем чаще воспринимаются как угроза самому государству. Симулякры демократии – выборы без выбора, имитационные институты, квазипредставительство – утверждаются как норма. Профсоюзы поддерживают не работников, а работодателей, зеленый свет получают лишь лояльные общественные объединения. Молодежь по природе своей более остро чувствует и реагирует на расхождение деклараций с реальностью, но уроки борьбы за свою свободу и достоинство современным российским школьникам приходится учить очень рано. Ничего – в жизни пригодится.