Инфляция между курицей и яйцом
Ирония над упаковками с девятью яйцами вместо десяти – это реакция на ускорение роста цен на продукты после Нового годаЦены на продукты питания в первые дни нового года выросли сильнее, чем год назад. Страхи ускорения продуктовой инфляции воплотились в нервно-иронической реакции соцсетей на появление в продаже новой упаковки яиц – не привычный десяток, а девять яиц по цене прежних десяти.
Росстат отчитался, что с 1 по 9 января 2019 г. индекс потребительских цен вырос по отношению к декабрю на 0,5% против 0,2% за эти же дни в 2018 г. Сильнее всего в магазинах ожидаемо подорожали свежие овощи: огурцы – на 8,4%, помидоры – на 6,1%, капуста – на 4,6%. На 0,1–1% также выросли цены на гречку, муку, сахар, хлеб, рыбу, сосиски, молоко, сметану, сыры, мясо и птицу. Годом ранее цены на многие продукты питания по итогам января даже снизились, но плохие новости 2018 г., включая скачки курса рубля, повышение пенсионного возраста, рост налогового бремени, привели к росту инфляционных ожиданий. Если в декабре 2017 г., по данным ЦБ, 20% опрошенных полагали, что цены в ближайший месяц на товары и услуги вырастут «очень сильно», то в декабре 2018 г. так думали уже 29%.
Производитель яиц, расфасованных в коробки по девять штук, – удмуртская птицефабрика «Вараксино» – уверяет, что это лишь еще один вариант упаковки, предложенный заказчиком из Петербурга, и что они не собираются отказываться от привычных упаковок на 10 яиц. Это, по-видимому, еще одно проявление шринкфляции (shrink – сокращаться) – уменьшения производителями объема упаковок продуктов в обмен на сохранение розничных цен, известного в России уже больше 10 лет. Но заметить уменьшение литровой бутылки молока до 0,97 л, а килограмма сахара – до 0,95 кг не так-то просто, а вот девять яиц с 10 не перепутаешь. Правда, яйца в отличие от многих других продуктов в 2017 г. стоили куда дешевле, чем в 2015 и 2016 гг. Эффект низкой базы, как в случае с яйцами, – это один из факторов роста цен на продукты в 2018 г. по версии Росстата, два других – рост цен на топливо (увеличил транспортные издержки) и ослабление рубля, из-за чего дорожали не только импортные товары, но и российские, в себестоимости которых заметна доля импортной составляющей.
Директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков прогнозирует, что в I квартале 2019 г. потребительские цены вырастут на целых 8%. Звучит грозно, но маловероятно, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: ритейлеры в условиях стагнации доходов потребителей и роста конкуренции уже 30–40% товаров продают по промоакциям и давно не имеют возможности целиком перекладывать растущие издержки в цену товара на полке, поэтому им и поставщикам приходится жертвовать маржей. В 2019 г. инфляционное давление на производителей и ритейлеров будет нарастать, отмечает Бурмистров: из-за роста цен на топливо, которые пока сдерживаются искусственно, а доля расходов на него в конечной стоимости товара будет расти – плюс растут акцизы и налоги, а рубль и дальше будет падать. Но бурного роста доходов у населения ничто не предвещает – так что надо ждать нового креатива от производителей.