Американский бизнес встал на защиту WeChat

Вводимый Трампом запрет приложения может дорого обойтись крупнейшим компаниям
Tencent – компания недели /Reuters

На этой неделе стало понятно, что без приложения WeChat, принадлежащего китайской компании Tencent, крупнейшие корпорации США существовать не могут. По сообщению The Wall Street Journal, 12 компаний – Apple, Ford Motor, Wal-Mart, Walt Disney, Procter & Gamble, Intel, MetLife, Goldman Sachs Group, Morgan Stanley, United Parcel Service, Merck & Co. и Cargill – выразили администрации Дональда Трампа обеспокоенность предстоящей блокировкой WeChat. По их мнению, это может подорвать конкурентоспособность американских компаний на китайском рынке, втором по размеру в мире.

У WeChat 1,2 млрд пользователей в мире. С помощью приложения можно не только отправлять сообщения и совершать видеозвонки, но и выбирать товары и оплачивать покупки, просматривать новости, заказывать такси, записываться к врачу и даже подтверждать свою личность. Поэтому для любой компании, ведущей бизнес в Китае, WeChat – важнейший инструмент для коммуникации с потребителями. Известный эксперт по Apple Минг-Чи Куо (Business Insider называет его «наиболее точным аналитиком по Apple в мире») предрекает, что годовые продажи iPhone рухнут на 25–30%, если запрет будет подразумевать исключение приложения WeChat из магазина App Store. «Те, кто не живет в Китае, не осознают серьезность последствий запрета на сотрудничество с WeChat», – говорит Крейг Аллен, президент Американо-китайского делового совета. «Администрация президента будет защищать американских граждан от киберугроз, направленных на критически важную инфраструктуру, здоровье и безопасность населения, экономику и национальную безопасность», – отвечает представитель Белого дома, которого цитирует The Wall Street Journal.

Потенциальный запрет WeChat волнует не только инвесторов и представителей ведущих корпораций США. Около 6 млн китайцев, проживающих в Соединенных Штатах, опасаются, что потеряют связь с близкими и друзьями на родине. Кроме того, американские компании активно используют приложение для внутрикорпоративного общения с сотрудниками своих подразделений в Китае. По данным аналитической фирмы Apptopia, размер суточной активной аудитории WeChat в США составляет 19 млн пользователей.

Tencent 12 августа объявила о финансовых результатах за II квартал 2020 г. и попыталась успокоить деловую общественность относительно потенциального запрета WeChat. Финансовый директор компании Джон Ло специально подчеркнул, что возможный запрет касается только операций WeChat в США и не затронет другие подразделения компании, включая Weixin, китайский аналог WeChat. По словам директора Tencent по стратегическому планированию Джеймса Митчелла, на долю США приходится менее 2% совокупного дохода компании и менее 1% всех поступлений от рекламы.

Объявленные компанией результаты также должны подействовать на инвесторов успокаивающе. Чистая прибыль Tencent во II квартале 2020 г. выросла на 37% до $4,8 млрд (аналитики, по данным Refinitiv, ожидали $3,97 млрд), доход увеличился на 29% до $16,5 млрд (ожидания были на уровне $16,2 млрд). При этом треть доходов компании обеспечивает ее игровое подразделение, выручка которого во II квартале 2020 г. увеличилась сразу на 40%.

Одним словом, все говорит о том, что потенциальная блокировка WeChat нанесет гораздо больший урон американским компаниям и экономике США, чем Tencent. А это существенно усиливает позиции компании в противостоянии с администрацией Трампа.