Американский бизнес встал на защиту WeChat

Вводимый Трампом запрет приложения может дорого обойтись крупнейшим компаниям

На этой неделе стало понятно, что без приложения WeChat, принадлежащего китайской компании Tencent, крупнейшие корпорации США существовать не могут. По сообщению The Wall Street Journal, 12 компаний – Apple, Ford Motor, Wal-Mart, Walt Disney, Procter & Gamble, Intel, MetLife, Goldman Sachs Group, Morgan Stanley, United Parcel Service, Merck & Co. и Cargill – выразили администрации Дональда Трампа обеспокоенность предстоящей блокировкой WeChat. По их мнению, это может подорвать конкурентоспособность американских компаний на китайском рынке, втором по размеру в мире.

У WeChat 1,2 млрд пользователей в мире. С помощью приложения можно не только отправлять сообщения и совершать видеозвонки, но и выбирать товары и оплачивать покупки, просматривать новости, заказывать такси, записываться к врачу и даже подтверждать свою личность. Поэтому для любой компании, ведущей бизнес в Китае, WeChat – важнейший инструмент для коммуникации с потребителями. Известный эксперт по Apple Минг-Чи Куо (Business Insider называет его «наиболее точным аналитиком по Apple в мире») предрекает, что годовые продажи iPhone рухнут на 25–30%, если запрет будет подразумевать исключение приложения WeChat из магазина App Store. «Те, кто не живет в Китае, не осознают серьезность последствий запрета на сотрудничество с WeChat», – говорит Крейг Аллен, президент Американо-китайского делового совета. «Администрация президента будет защищать американских граждан от киберугроз, направленных на критически важную инфраструктуру, здоровье и безопасность населения, экономику и национальную безопасность», – отвечает представитель Белого дома, которого цитирует The Wall Street Journal.

Потенциальный запрет WeChat волнует не только инвесторов и представителей ведущих корпораций США. Около 6 млн китайцев, проживающих в Соединенных Штатах, опасаются, что потеряют связь с близкими и друзьями на родине. Кроме того, американские компании активно используют приложение для внутрикорпоративного общения с сотрудниками своих подразделений в Китае. По данным аналитической фирмы Apptopia, размер суточной активной аудитории WeChat в США составляет 19 млн пользователей.

Tencent 12 августа объявила о финансовых результатах за II квартал 2020 г. и попыталась успокоить деловую общественность относительно потенциального запрета WeChat. Финансовый директор компании Джон Ло специально подчеркнул, что возможный запрет касается только операций WeChat в США и не затронет другие подразделения компании, включая Weixin, китайский аналог WeChat. По словам директора Tencent по стратегическому планированию Джеймса Митчелла, на долю США приходится менее 2% совокупного дохода компании и менее 1% всех поступлений от рекламы.

Объявленные компанией результаты также должны подействовать на инвесторов успокаивающе. Чистая прибыль Tencent во II квартале 2020 г. выросла на 37% до $4,8 млрд (аналитики, по данным Refinitiv, ожидали $3,97 млрд), доход увеличился на 29% до $16,5 млрд (ожидания были на уровне $16,2 млрд). При этом треть доходов компании обеспечивает ее игровое подразделение, выручка которого во II квартале 2020 г. увеличилась сразу на 40%.

Одним словом, все говорит о том, что потенциальная блокировка WeChat нанесет гораздо больший урон американским компаниям и экономике США, чем Tencent. А это существенно усиливает позиции компании в противостоянии с администрацией Трампа.