До чего Тим Кук довел Apple

Компания под его руководством впервые в мире достигла капитализации $2 трлн

Гендиректор Apple может праздновать победу: на этой неделе капитализация компании вышла на никому не покорявшийся до сих пор рубеж – $2 трлн. Если не считать Saudi Aramco – ее стоимость достигала этого уровня в декабре 2019 г., но ее часто не включают в число крупнейших публичных компаний, поскольку стоимость акций, выпущенных Saudi Aramco на биржу, составляет всего 1,5% ее капитализации, тогда как у Apple ‒ около 90%

Август вообще хороший месяц для Тима Кука. Два года назад, в начале августа 2018 г., Apple первой в мире перешагнула рубеж стоимости в $1 трлн. А 19 августа 2020 г. в ходе торгов на NASDAQ котировки акций Apple достигли $467,77, что позволило компании удвоить рекорд двухлетней давности. В целом под руководством Кука Apple подорожала почти в 6 раз – с $348 млрд до $2 трлн (это больше, чем ВВП Канады, Испании или России). Доходы и прибыль компании выросли более чем вдвое. А сам Кук в августе этого года стал миллиардером. По подсчетам Bloomberg, $375 млн стоит принадлежащий ему пакет акций Apple (у него примерно 0,02%), еще $650 млн он получил за 12 лет работы в компании от продажи ее акций, в виде дивидендов и других бонусов.

История знает массу примеров, когда под управлением преемника, пришедшего на смену основателю-визионеру, компании сдавали позиции. Аналитики, иллюстрируя такие случаи, часто вспоминают Microsoft или General Electric. С Куком иначе. Его случай – это триумф методичности над магией.

Промышленный инженер сумел на наследии из революционных разработок Стива Джобса построить корпоративного колосса, империю товаров и услуг. Джобс своими инновационными устройствами порождал целые секторы, Кук перекроил саму Apple в соответствии со своими качествами: как отмечает The Wall Street Journal, глава компании осторожен, открыт к сотрудничеству и расчетлив. По словам топ-менеджеров Apple, именно эти качества определили в августе 2011 г. (опять август) выбор Джобсом Кука, в то время операционного директора компании, как своего преемника. И это несмотря на то, что Джобс говорил своему биографу Уолтеру Айзексону про Кука: «Он не ориентирован на продукт». Кук и сам это понимал. Поэтому после смерти Джобса он сосредоточился на «защите» его наследия и увеличении доходов компании: вокруг основных продуктов, таких как iPhone и iPad, возникла крепость из сопутствующих товаров и услуг, таких как умные часы Apple Watch, беспроводные наушники AirPods, стриминговый музыкальный сервис Apple Music и др. Так развитие компании пошло органическим путем, а не прорывным, как при Джобсе.

Кук четко следует совету Джобса: «Не спрашивай себя, что бы сделал я. Делай так, как считаешь правильным сам». Кука редко можно встретить в дизайн-студии Apple (Джобс не вылезал оттуда). В конце 2012 г. он не пришел на собрание высшего руководства, на котором обсуждался ранний прототип Apple Watch – первого продукта компании после смерти Джобса. Зато регулярные пятничные встречи по операционным и финансовым вопросам Кук не пропускает никогда. А еще он изменил структуру совета директоров Apple: на смену директорам, помешанным на продукте и маркетинге, пришли те, кто ориентирован на финансы.

Как теперь ясно, эта стратегия оказалась успешной. Только с начала этого года акции Apple выросли на 57%. В конце июля компания опубликовала результаты деятельности в III квартале текущего финансового года, и они оказались лучше ожиданий: доходы выросли на 11% до $59,7 млрд, чистая прибыль – на 12% до $11,3 млрд.

Что дальше? Теперь все ждут от Кука, что его компания первой из техногигантов сможет выйти на $100 млрд квартальной выручки. Вопрос, выйдет ли, не стоит. Вопрос звучит иначе: когда?