Технологии
Бесплатный
Статья опубликована в № 4066 от 29.04.2016 под заголовком: Тема недели: Возвращение в новую реальность

Возвращение в новую реальность

В «Мегафон» возвращается Сергей Солдатенков, много лет руководивший оператором до прихода Ивана Таврина
Елизавета Серьгина, заместитель редактора отдела «Технологии и телекоммуникации»

В «Мегафон» возвращается Сергей Солдатенков, много лет руководивший оператором до прихода Ивана Таврина. Эта новость вызвала массу положительных отзывов в соцсетях – как бывших сотрудников оператора, так и просто участников рынка.

В частных беседах бывшие и нынешние сотрудники «Мегафона» тоже вполне искренне радуются возвращению экс-гендиректора.

Они называют его харизматичным, заботливым руководителем, у которого получается «вдохновить» и «зажечь» команду. Если Таврин работал на сокращение затрат, то Солдатенкова интересует прежде всего рост и развитие бизнеса, вспоминает один из собеседников «Ведомостей», работавший в команде обоих менеджеров. Он отмечает, что Солдатенков, как никто другой, знает отрасль – ведь он настоящий связист. Это отмечает и другой собеседник из числа бывших сотрудников.

Наверняка не последнюю роль в этих оценках играет тот факт, что в период его управления компанией она находилась в зените успеха. «Мегафон» тогда вышел на второе место на российском рынке, обогнав «Вымпелком». Оператор опережал МТС по выручке от мобильного интернета и числу базовых станций 3G, и казалось, что в этом сегменте МТС его уже не догнать. Лишь к концу 2012 г., уже после отставки Солдатенкова, МТС превзошла «Мегафон» по числу базовых станций 3G. Это сказалось и на доле рынка по доходам от мобильной передачи данных: если в I квартале 2012 г. «Мегафон» был безусловным лидером в «большой тройке» с 40% (у МТС тогда было 34,3%), то в III квартале 2013 г. МТС впервые обошла «Мегафон» по выручке от передачи данных в России. «Мегафон» же тогда сделал ставку не на органический рост, а на приобретение «Скартела» и его сети 4G. Сложно сказать, было это персональное решение нового на тот момент гендиректора или желание акционеров.

С тех пор положение «Мегафона» становилось все хуже. В конце прошлого года результаты оператора и вовсе оказались хуже обоих конкурентов по «большой тройке». Так, он единственный показал снижение выручки от мобильной связи в России как по IV кварталу 2015 г. (-0,6%), так и по году в целом (-0,2%). Сильно снизилась в IV квартале и рентабельность оператора по OIBDA, составив только 36,6% (у «Вымпелкома» – 37,5%, у МТС – 40,1%).

Задача Солдатенкова – вернуть финансовые показатели «Мегафона» на пиковые уровни прежних лет и не дать компании потерять позиции на рынке, рассказывали собеседники «Ведомостей».

Однако изменился не только «Мегафон», изменился и рынок. Сейчас оператору уже недостаточно будет просто вкладываться в мобильный интернет – этот сегмент растет не так активно, как раньше. Аналитики предсказывают насыщение и стагнацию в этом секторе рынка. Солдатенков оказался в очень сложном положении: на него возлагают большие надежды и в то же время он должен найти выход из рыночной ситуации, в которую попали все игроки без исключения.

В свое время сделать это не удалось Александру Изосимову, вернувшемуся в качестве гендиректора в компанию Vimpelcom. Посмотрим, получится ли у Солдатенкова.

Автор – заместитель редактора отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»

yganina
15:08 29.04.2016
Автор приводит довольно спорную позицию о причинах смены руководства «МегаФона». С аргументами сложно согласится и вот почему. Начиная с 2013 года, «МегаФон» удерживает лидирующую позицию на российском рынке по маржинальности бизнеса. Выручка в России за 2012-15 гг. выросла на ~95 млрд руб. – с 214 до 308 млрд руб. Наилучшие показатели на рынке «МегаФон» показывает в части абонентской базы: за 2012-15 гг. она приросла на 2,3 п.п. – с 27,7% до 30,0% от всех вновь подключаемых абонентов, в общей сложности - на 13,1 млн SIM-карт. Все эхо происходило на фоне драматических экономических и политических событий в России. Поэтому об ухудшении положения компании не идет и речи. Что касается снижения маржинальности в 4 квартале 2015 года, то на показатель, в первую очередь, повлияла техническая процедура сторнирования затрат по программе опционов для сотрудников, а также объективные факторы в виде затрат на новое позиционирование и увеличившиеся коммунальные платежи в результате роста и развития инфраструктуры. И даже при этом, в целом по году «МегаФон» даже превысил прогноз по рентабельности OIBDA, что гораздо значимее для инвесторов, нежели разовое значение за квартал. При Иване Таврине компания прошла значительную трансформацию, провела очень успешное IPO, были созданы и реализованы существенные стратегические возможности в качестве обслуживания, развитии розницы, частотном спектре и технологическом лидерстве, в активном росте сегмента B2B. Это позволяет нам зарабатывать не только сейчас, но и уверенно смотреть в будущее.
00
Комментировать
Читать ещё
Preloader more