Хитрое голосование

Что бы ни произошло, Алексей Навальный, кажется, уже переиграл власть
И системная оппозиция, и власть понимают: никто не поверит в победу идей КПРФ, Справедливой России или ЛДПР, если их кандидаты массово побьют единороссов

Россия переживает сейчас самый глубокий кризис имитационной демократии с зимы 2011 г. Если в прошлом году системной оппозиции, т. е. той, которая по сценарию всегда должна была занимать вторые и третьи места, стихийно, на волне негодования от пенсионной реформы, удалось выиграть несколько губернаторских выборов к своему же вящему удивлению (и даже порой ужасу), то теперь те же эмоции вполне осознанно эксплуатирует Алексей Навальный. Предлагаемое им решение – консолидированно голосовать за кого-то из системной оппозиции, чтобы он обошел единоросса, – это не просто умное голосование, но еще и хитрое, так как позволит ему записать на свой счет и свои, и чужие победы.

В нулевые и десятые годы в России целенаправленно строили партийную систему, во многом напоминавшую и еще напоминающую партийные системы в социалистических странах народной демократии – ГДР, Польше, Чехословакии. Там тоже была формальная многопартийность, но не было реальной политической борьбы, так как легальное политическое поле весьма плотно контролировалось властью. Можно даже сказать, что то, что имеем сейчас, – это ремейк не брежневского СССР, а ГДР начала 1980-х.

В этих условиях постепенно идеология системных партий все больше и больше размывалась, при том что и изначально с этим были серьезные проблемы: КПРФ – это православные сталинисты или новые левые? Сейчас никто всерьез не читает и не обсуждает программы КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», потому что никто, в первую очередь сами эти партии, не предполагает, что они всерьез получат власть (несколько розданных губернаторств ничего не меняют).

То, что было бы действительно важно для любых конкурентных выборов на Западе, совершенно неважно у нас. Скажем, у КПРФ в программе записана поддержка малого бизнеса, но для кого это важно? С тем же успехом они могли написать, наоборот, про полный запрет всего бизнеса. Программа партии КПРФ (и других системных партий) не интересна, потому что это не политическая партия в прямом смысле этого слова – она не хочет прийти к власти в стране. А в какую форму рядятся игроки заведомо проигравшей команды договорного матча, не так интересно.

Именно поэтому умное голосование страшит и пугает многих. Были даже прецеденты, когда кандидаты умного голосования официально от него открещивались – чуть ли не словами «чур меня». Дело в том, что и системная оппозиция, и власть понимают: никто не поверит в победу идей коммунизма КПРФ, социализма СР или национал-популизма ЛДПР, если их кандидаты массово побьют единороссов на этих выборах. Король голый, а идей у этих партий нет – кроме идей проигрывать и получать деньги из бюджета.

А значит, следует вполне логичный вывод, все эти победы будут записаны на политический счет Алексея Навального и его команды, а если власть пойдет на масштабные фальсификации, это тоже скорее будет на руку Навальному, так как спровоцирует протесты. Тупик и цугцванг для власти: она ничего не может с этим сделать. Разве что совсем отменить выборы, но это бы означало разрушить имитационную демократию и перейти к открытой диктатуре.

В этом и заключается хитрость. Что бы ни произошло, Навальный, кажется, их уже переиграл.

Автор — сооснователь KF Consulting