Поправки Минфина об СЗПК грозят рынку коллапсом

Минфин уверяет, что его неверно поняли
[Поправки Минфина в Бюджетный кодекс] могут привести к стагнации рынка ГЧП и существенным задержкам в создании запланированной инфраструктуры.
Илья Торосовзамминистра экономразвития

Институту государственно-частного партнерства (ГЧП) грозит коллапс из-за вступивших в силу с 15 октября 2020 г. поправок Минфина в Бюджетный кодекс, опасаются эксперты. Поправки понадобились, чтобы запустить новый инструмент господдержки промышленных проектов – соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), позволив выделять по ним субсидии на срок более трех лет. Но вместо явного указания на то, что СЗПК будут действовать в дополнение к уже существующим инструментам господдержки (ГЧП, концессиям, спикам), новая редакция кодекса звучит так, что выдавать субсидии по ним можно лишь в объеме, предусмотренном законом об СЗПК.

Из-за этого инвестиции в инфраструктуру подпадают сразу под несколько ограничений. Юристы бюро «Качкин и партнеры» обращают внимание на то, что даже для объектов обеспечивающей инфраструктуры механизм СЗПК предусматривает возмещение государством не более 50% затрат и только в размере налоговых поступлений от проекта. При этом заемное финансирование по СЗПК не компенсируется вовсе, что накладывает серьезные ограничения на участие в инвестпроектах банков. Еще одно возможное негативное последствие новой редакции Бюджетного кодекса в том, что возможностями ГЧП и концессий не смогут воспользоваться муниципалитеты.

Муниципалитеты, если следовать букве закона, могут лишиться возможности решать инфраструктурные задачи самостоятельно, если регион, который теперь должен быть стороной соглашения, их не поддерживает в проекте, а это грозит приостановкой или существенным сокращением количества проектов в социально значимых сферах, говорит советник Squire Patton Boggs Константин Макаревич.

На всех действующих концессиях и проектах ГЧП, где предусмотрен капитальный грант или субсидия на стадии эксплуатации проекта, изменения скажутся крайне негативно, считает исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Ведь концедент может, ссылаясь на Бюджетный кодекс, отказать в выплате, указывает он. «До прояснения ситуации, скорее всего, заморозятся все проекты, – согласна руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. – А строительство автодорог и железнодорожные проекты, вероятно, вообще не запустятся на таких условиях».

Минфин уверяет, что в нововведения закладывался совсем другой смысл: наличие СЗПК должно стать именно дополнительным основанием для субсидий из бюджета, а субсидии по соглашениям о ГЧП и концессиям эта поправка не затрагивает. Однако сам факт наличия у участников рынка тревог и сомнений свидетельствует о том, что поправки Минфина могут трактоваться неоднозначно. Вплоть до того, что при расширительном толковании новой редакции — и вопреки положениям гражданского кодекса о неприменении новых законов к ранее заключенным договорам — поправки могут коснуться некоторых уже подписанных концессий, говорит руководитель практики ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина.

Эти опасения разделяют и в Минэкономразвития. «Мы поддерживаем позицию экспертов», – говорит замминистра Илья Торосов, считающий, что в результате возможны «существенные задержки в создании запланированной инфраструктуры». «Будем вносить поправки в Бюджетный кодекс, – резюмирует глава комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов. – СЗПК, ГЧП и концессия – это разные механизмы, их нельзя смешивать».