WSJ: в России замалчивают шпионский скандал

Освещение этой темы подконтрольными государству СМИ односторонне, неполно, а главное, не соответствует уровню интереса россиян, пишет издание.
А.Махонин

Освещение шпионского скандала "в основном подконтрольными государству" российскими СМИ односторонне, неполно и не соответствует уровню интереса россиян к этой теме, пишет в среду The Wall Street Journal.

WSJ

Через неделю после раскрытия в США сети российских агентов подробности скандала не сходят с первых полос британских и американских СМИ, а российские СМИ если и упоминают об этой истории, то предпочитают публиковать ее на последних страницах. Этот контраст – яркая иллюстрация затруднительного положения, в которое попал Кремль, сделавший ставку на «перезагрузку» российско-американских отношений. Отреагируй Кремль жестко – и потепление, возникшее в отношениях двух стран, было бы поставлено под сомнение. Больше того, возникло бы множество неприятных вопросов в отношении того, насколько российские власти в действительности могут доверять Вашингтону, пишет сегодня The Wall Street Journal.

«Очень долго государственные телеканалы рисовали Америку в образе врага. И вот когда ее наконец показали с хорошей стороны, внезапно она проворачивает этот очень некрасивый трюк. Российские власти просто не поняли, что делать дальше», - заявила ведущая популярной еженедельной новостной телепередачи на канале РЕН ТВ Марианна Максимовская.

Освещение спадает, интерес - нет

На российских государственных телеканалах история про «шпионов» открывала новостные выпуски лишь в первый день, когда она только появилась. Все репортажи преподносились в максимально нейтральном стиле и сосредотачивались не столько на деталях происшедшего, сколько на официальных комментариях американских и российских властей. «Американцы не понимают, кого поймало ФБР», - такой подзаголовок был у статьи на восьмой полосе в правительственной «Российской газете», сообщившей об аресте российских «шпионов» 1 июля. А главной темой статьи был вопрос, сумели ли эти так называемые «шпионы» передать хоть какую-то важную информацию.

После того как Кремль и Белый дом США заявили о том, что скандал не повлияет на отношения, сообщения о «шпионах» и вовсе передвинулись в конец новостных выпусков. Телеканалы, которые продолжали освещать происходящее, предпочитали придерживаться иронических интонаций вслед за Владимиром Путиным, пошутившим насчет «разгула полиции в США» во время визита бывшего президента Америки Билла Клинтона.

За выходные интерес государственных СМИ к этой истории совсем пропал. Ни один из государственных телеканалов не упомянул о скандале во время воскресных выпусков новостей. Пока англоязычные СМИ смаковали сальные подробности личной жизни Анны Чапман, которую в США уже прозвали «самой сексуальной шпионкой», лишь немногие российские СМИ последовали их примеру. Причем среди этих немногих одна из самых "желтых" газет России - "Твой день", напечатавшая фотографии Чапман в полуобнаженном виде, замечает WSJ.

Однако отсутствие сюжета про «шпионов» в новостях совершенно не означает, что интерес публики к этой теме упал. Напротив: по данным крупнейшего российского поисковика «Яндекс», запросы, касающиеся скандала и мисс Чапман, остаются одними из самых популярных наряду с запросами про чемпионат мира по футболу, рассказала WSJ представитель "Яндекса". Поэтому интернет-издания продолжают активно освещать эту тему - причем в основном в виде переводов с американских и британских первоисточников.

Меньше аудитория - больше свободы

Тем временем российские власти осмысливают происшедшее. Скандал, прогремевший через несколько дней после первого официального визита Медведева в США, заставил задуматься о том, насколько действительно теплы отношения. «Подобные вещи не происходят случайно. Так что определенный отрезвляющий эффект это принесет», - считает специалист по международным отношениям Алексей Пушков.

Российские специалисты в области масс-медиа отмечают, что государство плотно контролирует в основном СМИ с наибольшим охватом - крупные общенациональные газеты и телеканалы. СМИ поскромнее пользуются большей свободой. "На ТВ я не могу сказать, что СВР прогнила насквозь", - заявил ведущий телепередачи «Однако» Михаил Леонтьев. Но в своем одноименном журнале - с намного меньшей аудиторией - он об этом написал.

Тему детально освещал государственный англоязычный телеканал Russia Today, ориентированный в основном на внешнюю аудиторию. "С самых первых сообщений это была главная тема на RT, - написала в электронном письме WSJ главред телеканала Маргарита Симонян. - Наши сюжеты о шпионском скандале на YouTube посмотрели более 250 000 человек".