Стратегия для Сибири написана под инвесторов из Азии

Правительство рассчитывает за 10 лет превратить Сибирь из сырьевого придатка в комфортный для жизни и ведения бизнеса регион. Развивать будут высокотехнологичные отрасли, науку и туризм. Но чиновники не определили главного – стоимость программы
А.Рудаков

Вчера на сайте правительства была опубликована стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. Проблем у региона немало, пишут ее авторы: из-за сурового климата стоимость жизни и бизнеса на 25–40% выше, чем в европейской части страны, дорог и аэропортов не хватает, связи между субъектами развиты слабо. Главная угроза для Сибири – закрепление за ней роли сырьевого придатка развитых стран.

Чиновники хотят развивать в Сибири перерабатывающие производства, науку и туризм. Среди приоритетов – биотехнологии, машиностроение, производство целлюлозы, бумаги и мебели, медицинского оборудования, развитие агропромышленного комплекса, строительство доступного социального жилья. На базе университетов Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Новосибирска и Кемерова могут быть образованы национальные исследовательские университеты. Авторы стратегии надеются, что эти университеты будут создавать опытные образцы инновационных технологий мирового уровня, в Сибири же они и будут внедряться в производство. А туристов могут привлечь не только красоты Байкала, но и многочисленные термальные источники, запасы лечебных грязей, лесные массивы и живописные ландшафты, говорится в документе.

Полностью избавиться от ориентации на разработку минерально-сырьевой базы все равно не удастся, предупреждает губернатор одного из регионов Сибири. Ставку нужно делать на развитие перерабатывающих производств в местах добычи и на инвестиции в повышение квалификации рабочих, уверен он.

Во сколько обойдется преображение региона, в стратегии не подсчитано. В одной из черновых версий документа была оценка в 1,5 трлн руб., рассказывает чиновник, участвовавший в подготовке документа. Но из итоговой версии эту сумму решили убрать, продолжает он: стратегия должна задавать общие направления, а объемы и источники финансирования будут определены уже под конкретные проекты. По его словам, сейчас на рассмотрении у федеральных и региональных чиновников около 200 таких проектов (например, производство высокотехнологичной березовой фанеры, ионных батарей и поликристаллического кремния).

Без оценки затрат стратегия утрачивает смысл, констатирует Наталья Зубаревич из Независимого института социальных исследований. Нужны масштабные инвестиции, кто будет вкладывать эти деньги в Сибирь – непонятно, отмечает она. «Без оценки объемов финансирования, перечня источников средств и конкретных проектов стратегия превращается в пособие по природоведению», – согласен директор Института региональной политики Булат Столяров. Россия рассчитывает на активное участие азиатских инвесторов, у государства деньги в необходимом количестве на регион вряд ли найдутся, полагает он.