Медведев: технические вузы не должны готовить экономистов даже за деньги

В подмосковных Мытищах президент высказался о профессиональном образовании и попробовал себя в качестве машиниста.
РИА Новости

В среду президент России Дмитрий Медведев побывал на заводе "Метровагонмаш" в подмосковных Мытищах, где провел совещание по проблемам подготовки инженерно-технических кадров, оценил новый подвижной состав московского метро и попробовал себя в роли машиниста.

Главной новостью совещания стала идея президента о прямом запрете подготовки студентов технических вузов по непрофильным специальностям.

"Я считаю, в профильных вузах вообще нужно запретить подготовку [студентов] на непрофильные специальности даже за деньги или минимизировать это к условным позициям", - сказал Медведев (цитата по "Единой России"). По его словам, даже на платных отделениях по непрофильным специальностям (юристы, экономисты) в технических вузах все равно готовят плохо. "Это возможность заработать деньги, и уже на инженерное образование сил и средств тратится значительно меньше", - заявил президент.

В России не хватает профессиональных стандартов, на основе которых должно происходить обучение, отметил Медведев. Но работа идет: РСПП одобрил 70 документов, около сотни в разработке, "создается модель национальной рамки квалификаций, которая должна использоваться в будущем».

«Несмотря на ежегодный выпуск почти 200 000 инженеров - цифра немаленькая, - эксперты говорят о дефиците квалифицированных кадров, квалифицированных инженеров», - отметил глава государства. С одной стороны, есть высокий спрос на таких специалистов и большое количество вакансий, с другой стороны - «две трети растворяются неизвестно где».

«Зачастую это люди, которые прячут свой диплом в стол и никогда к нему не возвращаются, а это очень обидно. Проблему нужно решать, и решать, естественно, с ориентацией на перспективу», - указал Медведев.

Выступлением в Мытищах Медведев продолжает тему, поднятую им 11 марта на встрече с инженерами завода "Русал Саяногорск" и Саяно-Шушенской ГЭС. Без квалифицированных инженерных кадров "у нашей страны нет будущего, страна не может развиваться только за счет притока юристов и экономистов", заявил тогда Медведев. Он назвал инженеров и ученых авангардом модернизации, посетовал на то, что 75% родителей не считают правильным давать своим детям инженерное образование, и пообещал постоянно контролировать эту проблематику.

Медведев вплотную занялся проблемой профобразования в стране в контексте ее связи с модернизацией после прошлогоднего госсовета. Тогда член президентской комиссии по модернизации, владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров призвал изменить пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием в пользу последнего: сейчас она 70 на 30%, а потребность — 20 на 80%. Недавно министр образования Андрей Фурсенко заверил президента, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено, но вузы нашли лазейку, открывая платное обучение по тем же специальностям.

На "Метровагонмаше" экскурсию для президента провел генеральный директор завода Андрей Андреев. Предприятие выпускает вагоны для метрополитенов и железных дорог, а также гусеничные боевые машины зенитно-ракетных комплексов "Тор" и "Бук".

Глава государства осмотрел современные дизельные мотриссы и "электрички", которые, по словам Андреева, поставляются в Венгрию, Литву, Казахстан, Чехию и на Украину, а в России эксплуатируются на всех железных дорогах. Президент побывал и в кабине машиниста, где ему объяснили основные принципы управления составом.

Руководитель "Метровагонмаша" также продемонстрировал Медведеву три вида вагонов для метрополитена. Вагоны двух таких типов уже курсируют по веткам московского метро, а техника третьего типа - новая разработка и, по словам Андреева, появится в столичном метрополитене до конца этого года.

Попробовал себя Медведев и в качестве машиниста поезда метро, пишет "РИА Новости". В кабине глава государства смог сам проверить систему торможения, увидеть на специальном экране пассажиров вагона, в роли которых выступили журналисты.

Андреев рассказал президенту, что в новой модификации вагона метро машинист сам не открывает двери. На каждой станции желающие выйти должны сами нажать на кнопку на двери. Глава государства попробовал несколько раз это сделать. "После третий попытки оставить двери открытыми загорается красная кнопка и двери автоматически закрываются, чтобы машинист смог начать движение", - пояснил руководитель "Метровагонмаша".