Москва потратит деньги от "Внуково" на строительство метро

Правительство решило объединить «Внуково» и «Шереметьево». «Домодедово» в альянс не войдет, чтобы не допустить перехода контроля в объединенной компании в частные руки

Путин еще раз повторил, что третья взлетно-посадочная полоса должна быть построена не в «Домодедово», а в «Шереметьево». Терминалов хватает на обслуживание до 40 млн пассажиров, а вот возможности двух полос аэропорта, расположенных слишком близко друг другу, – лишь до 25 млн. Правда, это все равно не поможет удержать «Аэрофлот». К 2025 г. он собирается перевезти 70–74 млн человек (по итогам 2010 г. – 11,3 млн), указал гендиректор компании Виталий Савельев. Он предложил «сделать ставку на «Домодедово», как аэропорт международного значения, который мог бы в Московском авиаузле выполнять доминирующую роль».

Но аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго считает, что объединенные «Внуково» и «Шереметьево» все равно не сравняются по стоимости с «Домодедово». Он оценивает госактив в 70–80 млрд руб. И считает оценку «Внуково» в 45–50 млрд руб. слишком завышенной. К тому же придется выставлять оферту миноритариям. А те наверняка ее примут, считает Шаго.

Вчера премьер-министр Владимир Путин провел в «Шереметьево» совещание о развитии московских аэропортов. Но перед этим он почти час общался с мэром Москвы Сергеем Собяниным и представителем Минфина. А на совещании объявил: федеральное правительство выкупит у столичного долю во «Внуково». Москве будут возмещены исторические затраты на развитие аэропорта – 45–50 млрд руб., добавил премьер. Полученные деньги мэрия потратит на развитие метрополитена.

Впрочем, окончательной стоимости московского пакета еще нет. Дано поручение проработать условия выкупа, в том числе цену, отметил министр транспорта Игорь Левитин, не назвав никаких сроков. Чиновник лишь сказал, что сначала произойдет объединение всех терминалов внутри самого «Шереметьево» (пяти его собственных и аэрофлотовского терминала D), а затем – консолидация с «Внуково».

Не известна и судьба частного пакета во «Внуково» (структура «Внуково инвест» владеет блокпакетом). Один из совладельцев компании – Виталий Ванцев, присутствовавший на совещании, от комментариев отказался. Он был в шоке от решения премьера, рассказал «Ведомостям» знакомый бизнесмена: потребуется как минимум неделя, чтобы определить дальнейшие действия частных акционеров «Внуково». Еще в прошлом году Собянин решил приватизировать пакет во «Внуково», и главным претендентом на эту долю был именно «Внуково инвест».

Путин не стал говорить, почему за бортом сделки остался крупнейший аэропорт – «Домодедово». Ведь именно целесообразность слияния трех аэропортов должны были обсудить вчера чиновники и авиаторы. Левитин лишь уклончиво ответил, что у «Домодедово» есть свои собственники.

Перед совещанием председатель совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик на вопрос «Ведомостей» о возможной консолидации московских аэропортов лишь несколько раз повторил: «Нет позиции». После совещания получить комментарии у него не удалось.

О строительстве третьей полосы просил Путина и Каменщик. «Я понимаю, что ваше решение окончательное и обсуждению не подлежит», – оговорился бизнесмен, имея в виду строительство полосы в «Шереметьево». Путин в ответ заметил, что решение принято по «Шереметьево», по «Домодедово» никаких решений не было. Обращайтесь в Минтранс, посоветовал премьер.

Третья полоса в «Шереметьево» позволит поднять оценку объединенных аэропортов на 30–40%, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «Внуково» и «Шереметьево», объединившись, могут создать неплохую конкуренцию «Домодедово». Сахнова не исключает, что лет через пять государство может вновь поднять вопрос консолидации – уже с «Домодедово», если капитализация объединенного аэропорта будет сопоставима с домодедовской.