Статья опубликована в № 2843 от 29.04.2011 под заголовком: Бензин не вывозить

Правительство не выпустит бензин за границу

Правительство вводит заградительные пошлины на экспорт бензина и взяло с нефтяников обещание не вывозить его из страны. Чтобы они не сократили выпуск топлива, Владимир Путин подумает о снижении акцизов и НДПИ

Топливный кризис вчера был главной темой президиума правительства. Его причины в начале заседания перечислил замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Отметив, что дефицита по дизельному топливу и керосину нет, основной причиной проблем с бензином он назвал «рост его экспорта на 67%» (период не уточнил. – «Ведомости»).

Бензин уходит за рубеж, так как экспортные поставки выгоднее внутренних на 2000–3000 руб. за 1 т в зависимости от региона, объяснил замминистра. Кроме того, часть заводов не готова выпускать бензин стандарта «Евро-3» (требование для внутреннего рынка вступило в силу с 1 января, при экспорте ограничения нет. – «Ведомости»).

Среди других причин дефицита Кудряшов выделил нерасторопность независимых продавцов, не привыкших покупать бензин на бирже, и их желание «придержать продукт» в ожидании повышения цен.

О февральском совещании с нефтяниками, где Путин потребовал снизить цены на бензин и дизтопливо, Кудряшов не упомянул.

Выслушав чиновника, Путин поручил ему до конца дня представить проект постановления о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты. Позже пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уточнил, что речь идет только о бензине, а пошлины будут повышены с 1 мая. Ни он, ни представитель Минэнерго конкретных цифр не назвали.

По словам чиновника правительства, премьер согласовал повышение пошлины примерно с 70 до 90%.

Об этом слышал и чиновник ведомства, участвующего в согласовании пошлин. Сроки действия повышенной пошлины не установлены, предполагается 2–5 месяцев, говорит чиновник правительства.

Другое поручение Путина адресовано Минфину с Минэнерго – проработать снижение налоговой нагрузки на нефтяной сектор.

Возможно, стоит уменьшить НДПИ или акцизы на нефтепродукты, уточнил премьер. По словам источника в правительстве, это поручение не требует срочного решения.

Пошлина должна выровнять доходность экспортных и внутренних поставок бензина, рассчитывает чиновник правительства. Как только мировая цена на нефть начнет снижаться, как было в 2008 г., придется отпустить цену, продолжает он, в итоге бензин может подорожать на 15%. Сейчас премия экспортных поставок составляет в среднем около $100 за 1 т, решение правительства увеличит майскую пошлину с примерно $305 до $408 за 1 т, подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов: «То есть пошлина станет умеренно заградительной». Мера защитит поставки на внутренний рынок при росте цен на нефть, констатирует он, в то же время не сильно снизит доходы нефтяников, которые они в основном получают от экспорта дизтоплива и мазута.

Повышение пошлины до 90% – довольно радикальное решение, способное обеспечить равнодоходность экспорта и продаж на внутренний рынок по замороженным ценам, но в ответ нефтяники могут перенастроить НПЗ на снижение доли бензина и увеличение выпуска керосина и дизтоплива, вывоз которых окажется значительно выгоднее, замечает управляющий директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко.

Одним из вариантов борьбы с дефицитом и даже повышением цен могло бы быть снижение акцизов на нефтепродукты, считает он, но это приведет к серьезным потерям у регионов. «На сравнительную доходность продаж бензина на экспорт и на внутренний рынок изменение НДПИ не повлияет, но здесь может быть «понятийный» момент», – считает Вакуленко: нефтяники обещают сдержать цены и не допускать дефицита, а взамен правительство обещает компенсировать убытки за счет снижения налоговой нагрузки.

Принятые меры будут способствовать стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, считает представитель «Роснефти». Но проблему необходимо решать в комплексе – одновременно поднимать экспортные пошлины на нефтепродукты, что предотвратит вымывание топлива с внутреннего рынка, и снижать НДПИ и акцизы, что компенсирует потерю прибыли на внутреннем рынке.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать