Власти Москвы отказываются от тротуарной плитки

Столица вернется к асфальту "в целях экономии бюджетных средств"; по неофициальной информации, отказ от плитки связан с имиджем мэра Собянина
С.Портер/ Ведомости

Власти Москвы решили не мостить тротуары плиткой в целях экономии бюджетных средств, сообщило сегодня "РИА Новости" со ссылкой на источник в городской администрации. В мэрии обосновали это решение сравнительной дешевизной традиционного асфальта. "В целях экономии бюджетных средств принято решение о том, что плитку в Москве больше класть не будут. Вместо нее, как и раньше, будут класть асфальт", - сказал источник.

Ближе к вечеру в четверг заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков опроверг эту информацию. По его словам, она некорректна по нескольким причинам. "Первое - незнание обстановки, второе - правительство Москвы на комфорте москвичей не экономит", - сказал Бирюков журналистам.

Замена асфальта плиткой стала одним из первых проектов Сергея Собянина на посту мэра Москвы. В 2011 г. московские власти потратили на плитку 2 млрд руб., говорил он в интервью «Ведомостям», а в I квартале этого года правительство города объявило 18 таких тендеров на общую сумму около 500 млн руб. Изначально в Москве собирались покрыть плиткой 1,14 млн кв. м, потратив на это около 4 млрд руб., но план по укладке не был выполнен уже в прошлом году.

Городские власти и лично Собянин приводили несколько аргументов в пользу более дорогой плитки. Во-первых, плитка долговечнее – срок ее эксплуатации может достигать 25–30 лет (асфальт - не более 10 лет); во-вторых, плитка не плавится от жары, тогда как асфальт, содержащий продукты нефтепереработки, в жару начинает плыть и выделять вредные вещества; в-третьих, плитка меньше подвержена воздействию температурных перепадов, чем асфальт.

Из принятых в прошлом году смет следует, что стоимость устройства 1 кв. м тротуара должна составлять 3360-3700 руб. (с НДС), из них на плитку может пойти около 300 руб. за 1 кв. м. Это разумная цена: в розницу обычная серая брусчатка стоит около 400 руб. за 1 кв. м. Однако, как написал сегодня "Московский комсомолец" со ссылкой на собственный источник в горадминистрации, решение о возврате к асфальту было принято под давлением общественного мнения, - чтобы не портить имидж городских властей и мэра Москвы.

Мощение Москвы плиткой в СМИ связывали с именем жены Сергея Собянина Ирины и c тюменской группой компаний «Аэродромдорстрой». В прошлом году Собянин был вынужден публично разъяснять, что его жена не связана с производством и укладкой плитки: она занимается творческим развитием детей в Тюмени в семейном центре Монтессори «Розовая башня». Тем не менее расследование "Ведомостей" показало корреляцию дорожного бума в Тюменской области после прихода Собянина на пост губернатора в 2001 г. и успехов «Аэродромдорстроя» на ниве дорожного строительства, а также перевода Собянина в Москву в 2005 г. и появления рекламы «Аэродромдорстроя» в столице.

«Ну сняли несколько сотен метров асфальта, и это все заметили <...> Мы еще не приступили к работам, как все взорвались: вот, жена, коррупция. Моя жена воспитателем в детском саду работает и никогда ни к какому бизнесу отношения не имела. А тут истерика на пустом месте», - заявил Собянин в интервью "Ведомостям" год назад.

По данным "МК", в этом году отменены 14 аукционов на укладку плитки на общую сумму 350 млн руб. - в основном в центре Москвы. «Лоты не были разыграны в связи с перераспределением средств по статьям бюджетного финансирования в 2012 г.», — уточнил представитель Тендерного комитета. Перераспределение средств, утверждает издание, произошло в пользу ремонта покрытий дорог и тротуаров: замене в этом году подлежат 24 млн кв. м асфальтовых покрытий, или треть всего объема.

В 2012 г., как следует из материалов Москомархитектуры, планировалось замостить в исторической части города в общей сложности 7,1 га на таких улицах, как Воздвиженка, Никольская, Рождественка, Лубянка, Большая Бронная, Ильинка, Полянка, Петровский, Тверской и Никитский бульвары, Лубянская и Манежная площади. Мощение тротуаров на остальных улицах в границах Садового кольца предполагалось провести до 2016 г.