Альтернативный «Профессионал года»

Мой герой 2012 года – замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов

В номинации "Профессионал года" я предлагал и голосовал за кандидатуру заместителя министра промышленности и торговли Алексея Рахманова. Не отрицая важности роли министра финансов Антона Силуанова и его вклада в российскую экономику: по большому счету наша экономика и бюджет держатся на плаву благодаря тому, что в стране есть профессиональные, ответственные и принципиальные финансисты – Минфин и Центробанк, без них наши патриоты и радетели за судьбы отечества уже оприходовали бы и пустили на ветер все.

И все-таки мой герой 2012 г. – Алексей Рахманов. Сделанное им в должности директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга и его командой мне кажется наглядным подтверждением тезиса о роли личности в истории. Рахманов – дипломированный инженер-механик, успевший поработать и в консалтинговой компании «большой четверки», и в реальном автопроме, сумел собрать в своем департаменте команду таких же профессиональных и опытных людей, понимающих, как работает реальный бизнес, и знающих бюрократические процедуры. В результате для автомобильных компаний созданы условия, стимулирующие их развивать и модернизировать производство. Обратите внимание: все крупнейшие российские автозаводы сохранили жизнеспособность (за исключением АЗЛК, исчезнувшего задолго до назначения Рахманова): одни - как «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» - сохранили специализацию, другие – как «ЗиЛ» и «ГАЗ» – нашли себе новую нишу. Появились и растут новые компании-производители – Sollers и «Автотор». И, естественно, новые заводы глобальных производителей: свои производства в России создали практически все глобальные компании, выпускающие легковые и грузовые автомобили, а также сельхозтехнику, что позволило России подняться на четвертое место среди крупнейших автопроизводителей Европы: в 2010 и в 2011 гг. наша страна производила автомобилей больше, чем Великобритания, а по итогам 2012 г., возможно, сместит с третьего места Испанию.

Что принципиально важно – растет уровень производимых в России автомобилей. В стратегии развития автопрома до 2020 г. заложено, что вклад автомобильной промышленности в ВВП России к этой отметке должен увеличиться до 2,38% (с 0,98% в 2008 г.), а доля добавленной стоимости, созданной в России, – до 48% (с 21% в 2008 г.). Планы реальные: новые заводы по производству автомобилей и комплектующих строятся, старые – расширяются.

Уходящий год мог стать для автопроизводителей в России кризисным – из-за вступления нашей страны в ВТО. Но не стал: своевременно разработанные Минпромторгом нормативные акты и применение рыночных мер защиты – таких, как введение утилизационного сбора, – позволили обезопасить наш рынок от массовых поставок старой автомобильной техники из-за границы и сохранить загрузку российских автозаводов. А все обязательства перед иностранными автопроизводителями, развернувшими свое производство в России, принятые еще до вступления в ВТО, российское правительство выполнит, неоднократно подчеркивал Рахманов.

Мне могут возразить: роль Рахманова лишь в том, что он грамотно составил документы, а принципиальные решения по автопрому принимались на другом уровне и до него; у такой большой страны, как Россия, неминуемо должен быть свой автопром. Позволю себе с этим не согласиться. Как может у самой большой страны в мире не быть своего самолетостроения? Как может у страны с самой протяженной морской границей в мире не быть своего судостроения? И ведь в СССР они были! Но мы умудрились их потерять. Это тем более удивительно, что советский авиапром был на мировой арене конкурентнее советского автопрома. Да, у советских самолетов была устаревшая авионика, неэффективные двигатели, но планеры-то были! Что мешало создать кооперацию с иностранными производителями и получить необходимые компетенции (как сделали это «АвтоВАЗ» с Renault и «КамАЗ» с Daimler)?

Мой ответ – отсутствие профессионального и эффективного чиновника на соответствующей должности, способного создать правила игры, объяснить высшему руководству необходимость принятия именно таких правил и добиться их выполнения. Кстати, очередной акт этой драмы под названием «непрофессионализм» мы наблюдаем сейчас в российской космической отрасли: боюсь, Россия потеряла не только очередной спутник, но и еще одну индустрию.

А Рахманов в этом году был повышен до должности заместителя министра, его бывший департамент будет теперь заниматься еще и машиностроением. Будем надеяться, что эта отрасль у нас возродится. Удачи!