Политика
Бесплатный
Мария Железнова| Анастасия Корня|Ирина Новикова
Статья опубликована в № 3275 от 30.01.2013 под заголовком: Некоммерческое опасно

Минюст расширяет перечень оснований для внеплановых проверок НКО

Минюст хочет снова расширить перечень оснований для внеплановых проверок НКО, сокращенный при президенте Медведеве. Проверки парализуют работу, отмечают эксперты
Недоброжелатели уже объявили «Мемориал» иностранным агентом, разрисовав его здание
Ю.Климова / РИА Новости
Накаты и откаты. Декабрь 2005 г.

Приняты поправки, ужесточающие закон об НКО. К контролирующим органам добавятся экологические, пожарные, эпидемиологические и другие надзоры, усложняется отчетность, особенно для НКО с иностранным участием.

Июль 2009 г.

По инициативе президента смягчается законодательство об НКО: ограничен перечень документов, необходимых для регистрации; введен уведомительный порядок перерегистрации и возможность предоставления отчетности через интернет. Плановые разрешено проводить не ежегодно, а раз в три года, а порядок внеплановых проверок стал таким же, как для малого бизнеса.

Июль 2012 г.

В закон об НКО введено понятие «иностранный агент». Организации, занимающиеся политической деятельностью и финансирующиеся из-за рубежа (или с участием иностранных компаний), должны особым образом регистрироваться и отчитываться. За нарушения грозят санкции вплоть до уголовного преследования.

Декабрь 2012 г.

В законопроекте, отвечающем на акт Магнитского, введен запрет на участие в НКО гражданам и организациям США и запрет на финансирование ими деятельности НКО.

Министерство предлагает вернуться к большому перечню оснований для проведения внеплановых проверок НКО, который был актуален до середины 2011 г., следует из размещенного на сайте ведомства проекта поправок в статью 32 закона об НКО. Добиться избавления НКО от проверок удалось на одной из встреч с президентом Дмитрием Медведевым по следам призыва президента «перестать кошмарить бизнес», вспоминает исполнительный директор «Гринписа» Сергей Цыпленков: «Мы тогда спросили, почему отношение к НКО хуже, чем к бизнесу». В результате корректировки в законе об НКО осталась только одна причина для внеплановой проверки (а план предполагает одну проверку за три года): запрос ЦИК об организациях – жертвователях для партий или избирательных фондов.

В 2012 г. появилось исключение для НКО, выполняющих функции иностранных агентов: к ним проверяющие могут прийти в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания, при поступлении заявления о признаках экстремизма в деятельности организации, поступлении информации от госорганов о нарушении закона в сфере деятельности НКО или получении распоряжения о проведении проверки по требованию прокурора. Теперь эти основания Минюст предлагает распространить на все НКО.

В Минюсте не смогли вчера оперативно прокомментировать эти новеллы, предложив направить запрос.

То, что сейчас происходит движение вспять, – в логике других ужесточающих инициатив 2012 г., считает Цыпленков. Любая проверка серьезно осложняет и может даже парализовать работу НКО, отмечает экозащитник. Поправки Минюста готовят поход на ведьм и выдержаны в общем русле драконизации законодательства, неясно, как они увязаны с недавними заявлениями министра юстиции Александра Коновалова о нерепрессивном характере закона об НКО и отсутствии у Минюста возможностей его выполнять, согласен с Цыпленковым зампред комитета по общественным объединениям коммунист Сергей Обухов.

С помощью этих поправок Минюст, по сути, снимает с себя ответственность за внеплановые проверки, получая возможность ссылаться на поступающие обращения обеспокоенных граждан, это будет возврат к временам доносов на неугодные власти НКО, рассуждает замдиректора «Голоса» Григорий Мельконьянц. Показательно, что законопроект Минюста будет вносить в Госдуму правительство Медведева, который подписывал либерализующие поправки: это указывает на отсутствие внятной госполитики в отношении НКО, отмечает Мельконьянц.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать