Политика
Бесплатный
Евгения Письменная
Статья опубликована в № 3290 от 20.02.2013 под заголовком: Заманить на Восток

Дальнему Востоку грозит стихийное массовое заселение из соседних стран

Образованное в прошлом году Министерство по развитию Дальнего Востока выставило правительству огромный счет – 5,7 трлн руб. Иначе регион не поднять, россияне будут уезжать, а заселят его иностранцы
M.Japaridze / AP

Минвостокразвития подготовило проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» (копия есть у «Ведомостей»). Документ официально не внесен в правительство, объяснил сотрудник ведомства, но уже рассматривался на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова и был отправлен на доработку. Шувалов считает, что проект подготовлен плохо, рассказывает участник совещания. Представитель секретариата Шувалова подтверждает факт совещания, но не комментирует его итоги. Госпрограмма дорабатывается и будет представлена в конце февраля, сказал представитель Минвостокразвития.

Выполнение программы обойдется только федеральному бюджету в 5,7 трлн руб., действующий план почти в 10 раз меньше (см. инфографику). Запрашиваемая сумма высока и неадекватна, комментирует федеральный чиновник: «Такое впечатление, что собраны все хотелки без всякого разбора». К тому же она может еще и вырасти, прогнозирует чиновник: в программе не упомянуты расходы на реконструкцию БАМа и Транссиба, «а это еще 1,5–2 трлн руб.».

Но региону нужен инвестиционный рывок и форсированное развитие, обосновывают свой запрос авторы программы. Каждый бюджетный рубль привлечет более четырех внебюджетных рублей, обещает Минвостокразвития.

Беды и проблемы

Главная беда региона – масштабный отток населения, пишет министерство: с 1989 по 2012 г. число жителей сократилось почти на 21%. Это делает Россию уязвимой в геополитическом плане, указано в проекте: «Огромный размер восточных территорий вкупе с низкой плотностью населения, а также наличие минерально-сырьевых ресурсов и других потенциальных возможностей создают системное напряжение, особенно с точки зрения международной конкуренции за неосвоенные пространства».

Люди уезжают с Дальнего Востока из-за того, что живут беднее, чем в других регионах: они тратят на 30% меньше, чем средний россиянин. Округ в хвосте по многим экономическим показателям: стоимости основных фондов, выпуску обрабатывающей промышленности, объемам производства электроэнергии, газа и воды, ввода жилья, налоговым поступлениям и проч.

Население региона начнет расти только при форсированном сценарии развития, говорится в программе: тогда в 2025 г. оно увеличится на 1,6 млн до 12,4 млн (по сравнению с 2011 г.). Заманить людей можно повышенными пособиями и льготами, сказано в проекте, например удвоенной суммой подъемных переселенцам (сегодня участник программы переселения получает 120 000 руб., члены его семьи – по 40 000 руб.). Жителям региона проект обещает льготную ипотеку и бесплатную землю для индивидуального строительства.

Еще одна проблема – опережающий рост стоимости услуг и транспортных тарифов. Из-за этого люди стали узниками региона, резко упала интенсивность их перемещения. А тарифы на перевозку грузов опережают рост других производственных издержек. Доля транспортных расходов в ВРП Дальнего Востока в два раза превышает среднероссийский показатель, сказано в проекте. Результат – большое число убыточных предприятий и отсутствие надежной собственной финансовой базы развития.

Состояние Дальнего Востока выглядит еще более плачевным, если сравнивать его с соседними странами. Азиатские экономики демонстрируют высокие темпы роста, при таких соседях Дальний Восток с его огромными запасами природных ресурсов должен быть обречен на успех, обещано в документе, при форсированном сценарии он станет локомотивом всей российской экономики.

Особая зона

Региону нужны не только деньги, но и особое регулирование, считают в Минвостокразвития и предлагают принять закон о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Нужно изменить работу инвестфонда (поменять порядок заключения госконтрактов), в территориальных кластерах и особых экономических зонах – упростить регулирование градостроительной деятельности и проведения госэкспертизы, как это было сделано для объектов саммита АТЭС во Владивостоке.

Недропользователям на Дальнем Востоке нужно больше свободы, следует из проекта: территориальные органы Роснедр должны быть расширены, а лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых – предоставляться без конкурсов. Минвостокразвития хочет изменить подходы к НДПИ: тем, кто начал разработку месторождений, предложено давать налоговые преференции и позволять платить налог в соответствии с запланированными, а не фактическими объемами добычи. Предприятия Дальнего Востока, добывающие газ и поставляющие его в регион, ведомство хочет вовсе освободить от НДПИ. Энергетические, транспортные и телекоммуникационные тарифы предложено выравнивать при помощи бюджетных субсидий, а льготы по налогу на прибыль – предоставить всем дальневосточным предприятиям.

Вряд ли Минвостокразвития дождется больших инвестиций и денег из бюджета, полагает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Если у федерального центра остались остатки разума после лицезрения олимпийских строек и в преддверии чемпионата мира по футболу, то на Дальнем Востоке будут обкатывать институциональные инструменты, а не просто давать деньги на закапывание и распил». А то, что министр Виктор Ишаев написал такой амбициозный проект, неудивительно, комментирует она: он крепкий хозяйственник советской школы, который знает, что «бери больше, кидай дальше, авось что-нибудь получишь».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать