NYT: Помилование Ходорковского - просто царственный жест

Западные СМИ связывают решение Путина помиловать бывшего руководителя ЮКОСа с попыткой улучшить имидж перед Олимпиадой и полной уверенностью главы Кремля в собственной безопасности
Владимир Путин и Михаил Ходорковский, 2002 г./ Владимир Родионов/ РИА Новости

Guardian о пресс-конференции Путина

"Если и есть в мире международной политики что-то неприятнее выражения лисьего лица Путина в момент, когда он доволен собой, мы вряд ли придумаем, что бы это могло быть. В такой момент обычно неподвижные черты его лица немного смягчаются - достаточно, чтобы выдать испытываемое им сильнейшее самодовольство - чтобы вновь сложиться в обычную маску строгого, но справедливого лидера".

Обещание помиловать Михаила Ходорковского Financial Times рассматривает наряду с другими попытками Владимира Путина улучшить имидж России накануне Олимпиады. Издание напоминает, что Россия потратила $50 млрд на это мероприятие, которое должно увенчать третий президентский срок Путина, и сейчас растет риск, что его могут омрачить бойкоты и дипломатические демарши протеста против нарушений прав человека в России.

О связи помилования с Олимпиадой

Многие западные СМИ сейчас гадают о причинах "неожиданного " заявления Путина о помиловании, напоминают историю Ходорковского и уничтожения ЮКОСа и строят предположения о возможной судьбе "заключенного номер один". C грядущей Олимпиадой решение президента связывают, к примеру, New York Times, Bloomberg, Figaro, Christian Science Monitor и Washington Post.

Для Путина сочинская Олимпиада - предмет особой личной гордости, "возможность показать миру современную Россию, построенную силой его воли", пишет Washington Post. Издание добавляет, что для укрепления власти российский лидер принимал все более "репрессивные меры", а аресты его оппонентов и антигейские законы восстановили против него США и другие страны. "В последние дни все больше высокопоставленных иностранных чиновников объявляли, что не поедут в Сочи", - напоминает газета и цитирует мнение директора Института Кеннана Мэтью Родзянски: "Это [заявление о помиловании] - вопрос Сочи и имиджа Путина,<...>он демонстрирует, что контролирует ситуацию и не боится".

Об аресте Ходорковского

FT напоминает, что арест Ходорковского, который начал представлять политическую угрозу для Путина, стал поворотным моментом пост-советского периода истории России и надолго бросил тень на инвестиционный климат. Заключение главы ЮКОСа под стражу ознаменовало начало периода усиления контроля государства над крупнейшими экономическими активами, ущемления демократии и укрепления власти Путина.

Le Figaro напомнил, что Путин неоднократно публично высказывал обвинения в адрес своего "врага", в том числе говорил, что у него "руки в крови". Слова о помиловании прозвучали "тем более неожиданно", что российские органы надзора (замгенпрокурора Александр Звягинцев) недавно дали понять, что у них достаточно оснований для возбуждения третьего дела ЮКОСА об отмывании средств. "Накануне крупного международного мероприятия, Олимпийских игр в Сочи, глава Кремля, стало быть, изменил свою точку зрения", - отмечает газета.

The New York Times напоминает, что Путин придерживается традиции, о которой уважительно отзываются в России, - отпускать на свободу осужденных по отдельным особым случаям. Однако, объявляя о помиловании Ходорковского, Pussy Riot и других, "господин Путин ничего не сказал о том, что их могли несправедливо судить и наказать, ни о том, что в будущем такое не повторится", пишет газета. Без укрепления главенства закона эти амнистии всего лишь "царственный жест", а не свидетельство о восстановлении справедливости, заключает NYT.

Об уверенности Путина в своей силе

Слова президента о помиловании означают, что он считает, что угрозы его власти он не видит, пишет FT. Газета также приводит мнение аналитика "Карнеги-центра" Дмитрия Тренина, который считает, что Путин больше не видит угрозу ни в Ходорковском, ни в оппозиции в целом. Издание при этом отмечает, что положение Путина может быть не столь прочным, как кажется: его отношения с Западом существенно охладились за последние 10 лет, а экономика страны уже не бурно развивается, а ищет способы удержать рост.

Журнал Time выносит в заголовок идею, что заявление Путина - это признак того, что президент побеждает и весьма комфортно ощущает себя во власти. "Если уязвимость порождает паранойю, ощущение собственной силы может все поменять, и, как кажется, это и произошло в четверг", - пишет издание. За те десять лет, что сидит Ходорковский, все российские миллиардеры либо уверили Путина в своей лояльности, либо покинули страну, все независимые политические партии были маргинализированы или распущены, напоминает Time. Рейтинги Путина остаются высокими, он может позволить себе проявить милость, пишет журнал. Смелость Путина и готовность рискнуть могли укрепить его последние дипломатические победы - журнал упоминает ситуацию с сирийским химоружием и отказ Украины от Евроинтеграции. Если глава Кремля действительно освободит Ходорковского, это будет означать, что он не видит никакой опасности для своей власти даже "со стороны того, чья политическая и моральная сила может собрать вокруг него разрозненные силы российской оппозиции", - заключает Time.

Если Ходорковского все же освободят, возникает вопрос, на каких условиях это произойдет. Издание приводит мнение некоторых аналитиков, что предпринимателя предупредят, чтобы он не спонсировал никакие политические партии и не участвовал в их деятельности. Если же он нарушит это условие, ему могут пригрозить новым уголовным делом. Если же даже при таких ограничениях он сумеет что-то предпринять, у Ходорковского останется политическое будущее, считает FT. То же вероятно, если в России сменится режим, добавляет газета.

Кремль всеми силами попытается не дать Ходорковскому объединить вокруг себя оппозицию, пишет the Christian Science Monitor. Газета приводит мнения российских политиков и аналитиков на этот счет и отмечает, что одни сравнивают его с Манделой, а другие считают, что он потерял все влияние и силу, и поэтому его и выпускают на свободу.