Депутаты приняли в первом чтении поправки в закон о рекламе

Они временно разрешают рекламу пива, но запрещают рекламу на платных каналах, а также снимают ограничения для продавцов ТВ-рекламы
С.Николаев/ Ведомости

Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О рекламе», подготовленные депутатом Игорем Зотовым. За этот законопроект проголосовали 52% депутатов, против - 45,3%.

Поправки касаются трех разных аспектов рекламной деятельности в России. В частности, они снимают ограничение в 35% для продавца телевизионной рекламы - сейчас это ограничение составляет 35% рынка. По логике, это должно существенно снизить риски для крупнейшего в России продавца такой рекламы - компании Vi. Положение об ограничении доли одной компании на рекламном рынке было принято в конце 2009 г.: тогда депутаты решили, что федеральный канал не имеет права работать с продавцом, чья доля на рынке рекламы превышает этот порог. Но депутаты тогда не скрывали, что закон принят против компании Vi, через которую проходило более 70% телебюджетов в стране.

Вторая поправка касается судьбы платных телеканалов: фактически речь идет о запрете на размещение рекламы для тех каналов, которые взимают абонентскую плату со своих клиентов. Вчера руководители платных телеканалов написали открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором попросили не принимать эту поправку или по крайней мере отложить ее рассмотрение. Обращение подписали руководители «Виасат Глобал», «Первый ТВЧ», телеканала «Дождь», «А сериал» и др. Авторы письма сообщили, что запрет рекламы поставит около 150 тематических каналов на грань выживания. Они не исключают, что «финансовое бремя будет смещено на абонентов». По их словам, большинство каналов платного телевидения сейчас используют обе модели монетизации своего бизнеса - и рекламную, и платную. Выбор модели получения доходов «должен определяться исключительно рыночными механизмами, а не положениями законодательства», считают они.

Еще одна поправка, принятая в общем пакете, касается временного разрешения на показ рекламы пива на телеканалах и на стадионах. Сделано это было, чтобы беспрепятственно провести в России такие спортивные мероприятия, как кубок FIFA и чемпионат мира по футболу. Действовать эта поправка должна до конца 2018 г. Автор проекта Зотов объяснил сегодня на заседании Госдумы, что деньги от продажи рекламного времени пивным компаниям помогут развитию в России детского спорта.

Все три поправки были приняты депутатами, несмотря на то что они были серьезно раскритикованы на сегодняшнем заседании депутатами разных фракций. Например, депутат от ЛДПР Владимир Семенов напомнил, что так называемые бесплатные телеканалы, которые зарабатывают на рекламе, также получают серьезные средства из государственного бюджета. А платные каналы такой возможности не имеют, и поправка Зотова искусственно ограничивает одни каналы в пользу других и, по сути, перераспределяет финансовые потоки. Также были раскритикованы поправки «о 35%» и о разрешении рекламы пива.