Корпоративные юристы раскритиковали ФАС

КЮР опросило юристов более 150 компаний, что они думают о работе ФАС в 2014 г. и о барьерах развития конкуренции. Вот некоторые итоги опроса.

Со знаком плюс

Либерализация в четвертом антимонопольном пакете: отменяются возможность одновременного взыскания штрафа и полученного дохода, реестр доминирующих субъектов, возможность признания доминирующим субъекта, занимающего менее 35% рынка; решения региональных управлений можно будет обжаловать в президиуме ФАС; расширяется перечень случаев, в которых до возбуждения дела должно быть выдано предупреждение, и т. д.

Со знаком минус

- Инициатива ФАС о праве требовать не возмещения убытков, а компенсации от 1 до 15% стоимости товара независимо от наступления неблагоприятных имущественных последствий. ОКЮР попросило руководителя ФАС Игоря Артемьева инициировать исключение идеи из дорожной карты. Предложение было поддержано на заседании рабочей группы Агентства стратегических инициатив.

- ФАС запаздывает с разработкой подробных практик поведения.

- Не урегулирован статус торговых практик, компании, согласовавшие их с ФАС, не застрахованы от возбуждения дел территориальными управлениями.

- Исследование рынков по-прежнему осуществляется скоропалительно и без привлечения квалифицированных экспертов. Географические границы рынков всегда определяются по административным границам регионов, невзирая на действительные границы обращения товара.

- Усилилось давление ФАС в сфере применения закона о торговле, признаны не соответствующими закону ряд коммерческих практик. Сокращение свободы действий негативно сказывается на развитии организованной торговли, мешает выводить товар на новые рынки, снижает прозрачность отношений поставщиков и ритейлеров. Цитата: «Подход ФАС <...> имеющий тенденцию к последовательному запрету инструментов продвижения товара, по сути, на руку только неэффективным участникам рынка, поскольку набор запрещаемых практик послушными участниками не использовался и ранее».

- Стремление ФАС к административному регулированию рынка вместо создания экономических стимулов к развитию конкуренции. Желание создать на всех рынках «лучшие практики» в качестве образца поведения может привести к поведенческому однообразию и ограничению конкуренции.

Барьеры для конкуренции

- Несовершенство законодательства и судебной системы. Нечеткость норм и, как следствие, разная судебная практика.

- Непрозрачность, сложность и бюрократизация процедур, завышенные требования регулирующих и контролирующих органов. Примеры: введение ветеринарного контроля даже на этапе перепродажи товара; регулирование цен на детское питание; длительная процедура оформления прав на землю.

- Несоразмерность санкций правонарушению.

- Непредсказуемость регулятора и, как следствие, непредсказуемость рисков. Цитата: «В последнее время нагрузка возросла, «сверлит нас». Запросы часто неквалифицированные. Устали, выход - только дождаться от них штрафа и оспаривать. Работа регулятора непрофессиональная».

Что советуют ФАС

- Развить принцип «нет ограничения конкуренции - нет возбуждения дела». Высвободившийся ресурс ФАС могла бы направить на улучшение экономического анализа по сложнейшим делам.

- Четко ограничить круг недопустимых действий.

- Публиковать официальные позиции о допустимых/недопустимых практиках; детализированные рекомендации о применении закона о защите конкуренции с учетом отраслевой специфики. Пока в ответ на запросы ФАС ограничивается цитированием закона, а иногда сами ответы ФАС требуют дополнительных разъяснений. ФАС должна создавать среду, в которой бизнес понимает существующие правила, а потому соблюдает их.

- Внедрять концепцию антимонопольного комплайенса и смягчения ответственности компании, создавшей такую систему.

- Снизить законотворческую инициативу. Регулятор должен установить временной лаг между существенными изменениями закона о защите конкуренции, создавать среду, участники которой понимают и соблюдают законодательство.

В целом работу ФАС можно оценить положительно, ФАС стала намного более открытой и конструктивной, но для дальнейшего развития конкуренции нужны не только административные меры регулирования, но и экономические.