Путин пообещал бизнесу совместить амнистию и деофшоризацию

Зарубежные страны могут и не отпустить капиталы в Россию, предостерег президент
Председатель РСПП Александр Шохин и президент России Владимир Путин (слева направо) на съезде РСПП/ М. Джапаридзе/ ТАСС

"Поступает несколько тревожная информация из некоторых стран, и у нас складывается впечатление, что могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию, могут быть наложены какие-то ограничения на перевод капиталов", – рассказал президент России Владимир Путин, выступая перед членами бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). "Просто имейте это в виду", – предупредил президент крупнейших бизнесменов страны. Чтобы бизнес быстрей возвращался домой, Путин пообещал изменения в антиофшорном законе. 

О проблемах возвращения капиталов рассказал председатель РСПП Александр Шохин: деофшоризацию, возврат капиталов в Россию надо синхронизировать с амнистией капитала. Речь идет о переносе сроков подачи уведомлений о контролируемых иностранных компаниях (по закону о КИК) с 1 апреля на 1 сентября: предприниматели боятся раскрыться, пока не получат гарантии защиты в виде амнистии. 

Закон о КИК требует от российских физических и юридических лиц платить налог с нераспределенной прибыли КИК. К 1 апреля нужно сообщить – без уплаты налога – обо всех активах, где к началу 2015 г. было более 10%: название, регистрационный номер, долю и цепочку владения. С 2017 г. налог придется платить, но с прибыли активов, в которых по итогам 2015 г. принадлежало 50%. C 2016 г. порог по доле владения снизится до 25%. Бизнес просил об отсрочке до конца 2016 г., когда будет завершена амнистия, источники "Ведомостей" говорили, что дату перенесут на 1 сентября.

Путин с этим согласился: "Очевидно, что многие из тех, кто хотел бы выполнить требование закона, по целому ряду причин не успевают это сделать в установленный срок". "Поэтому я согласен с теми, кто считает, что необходимо продлить время подачи уведомлений", – заявил президент. Но насколько именно – отдельный вопрос, продолжил Путин, хотя синхронизация амнистии и КИК нужна. Минфин хотел отложить сроки подачи уведомлений еще поправками в осеннюю сессию, но поправки по непонятным причинам отклонил налогово-бюджетный комитет Госдумы, возглавляемый Андреем Макаровым. Недавно Макаров заявил Минфину: он отказывается заниматься этими поправками, пока не будут решены концептуальные проблемы налоговой системы.

Еще один "пряник" для бизнеса – комфортная амнистия. Путин еще раз повторил: тем, кто пройдет амнистию, будут даны твердые гарантии. Еще в послании Федеральному собранию он говорил: амнистированных не будут таскать по правоохранительным органам, не зададут дополнительных вопросов. Но выяснилось, что такая трактовка грозит включением страны в черный список FATF – организации по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. "[Механизмы амнистии] должны быть абсолютно легальными и понятными с международно-правовой точки зрения, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений, что все, что происходит в России [в этой сфере], полностью соответствует и международному законодательству, и международной практике", – заявил сегодня президент.

Президент заверил, что амнистии можно доверять: "Мы будем гарантировать защиту при амнистии: средства перевели, задачу решили – никто не сможет потом под различными предлогами возбудить дело, не будет смотреть дополнительно". Путин подчеркнул, что "никто не должен туда лезть и выковыривать там что-то, чего не положено в рамках закона".

Бизнес опасается возвращаться домой в том числе потому, что ужесточается ответственность за налоговое нарушение. В прошлом году принято решение дать следователям право возбуждать дела самостоятельно, без согласия налоговиков. Только вчера Госдума приняла законопроект, ужесточающий ответственность за налоговые нарушения, связанные с иностранными контролируемыми компаниями, пожаловался Шохин Путину. Шохин перечислил много других просьб к президенту. Например, зафиксировать налоговую заморозку не на уровне 2015 г., а на уровне 2014 г. "Надо провести инвентаризацию всех этих решений – что-то скорректировать, а что-то отменить", – сказал председатель РСПП. Путин это не прокомментировал.