«Яблоко» пожаловалось в Центризбирком на скрытую телеагитацию

Партия обвиняет телеканал ТВЦ в необъективном освещении выборной кампании
Партия «Яблоко» пожаловалась в Центризбирком на нарушение телеканалом ТВЦ порядка освещения выборов/ М. Стулов / Ведомости

Партия «Яблоко» пожаловалась в Центризбирком на нарушение телеканалом ТВЦ порядка освещения выборов. По мнению партийцев, сюжет «Кандидаты от «Парнаса» попросили Украину пустить их в российский Крым» от 16 августа нарушает ч. 2 ст. 58 закона о выборах депутатов Госдумы, согласно которой материалы в СМИ должны быть объективными, достоверными и не нарушать равенство прав партий и кандидатов.

В сюжете ТВЦ говорилось о том, что «Парнас» запросил у Украины разрешение на агитацию в Крыму, а встречи выдвиженца «Яблока» Дмитрия Гудкова с избирателями проходят «без аншлагов» – «возможно, из-за позиций по Крыму: у «Парнаса» и «Яблока» они идентичны». Авторы сюжета сообщают, что позиция по Крыму и критика «Единой России» не помогут «Яблоку» набрать 3% в том числе потому, что единороссы предпочитают агитировать «реальными делами» – например, помогают устанавливать пандусы для людей с ограниченными возможностями. Также в сюжете фигурирует депутат-единоросс Антон Жарков, рассказывающий о реконструкции Щелковского шоссе: как указывает «Яблоко», в сюжете о партиях комментарии даются от имени лица, занимающего госдолжность, по вопросам, не связанным с избирательным процессом. В жалобе также сказано, что репортаж содержит необъективную информацию об одной из партий, участвующих в выборах.

Зампред «Яблока» Николай Рыбаков говорит, что они будут мониторить СМИ на предмет подобных материалов: «Очевидно, что это агитационный сюжет в пользу определенной партии с негативной характеристикой оппозиционных партий, причем не предоставляется возможность тем, кого критикуют, донести свою позицию». Штаб Гудкова тоже подал жалобу на этот сюжет и на сюжет из программы «Вести-Москва» телеканала «Россия 1», сказал Гудков: «Мы провели 114 встреч с избирателями, народ смеется над такими сюжетами и бесится – я с ними на встрече, а по телевидению говорят, что я в Америке». Зампред «Парнаса» Константин Мерзликин заявил, что в партии этот ролик не видели и жалоб не подавали. Оперативные комментарии от ТВЦ получить не удалось.

Никакого информационного равенства нет, кампании последних лет строятся на косвенной агитации при минимуме официальной, говорит политолог Александр Кынев: «Официальные медиа работают на одну из партий, в основном это реклама под видом освещения профессиональной деятельности. Тут есть элемент игры в поддавки – никто с этим не борется, за последний месяц это первая контратака». В «Парнасе» понимают свою целевую аудиторию и акции вроде обращения к Украине по Крыму – это троллинг, который «создает дополнительную рекламу, когда на реальную нет денег», добавляет эксперт: «У «Яблока» же шансы на прохождение есть, и оно пытается вести себя осторожнее, а в списке есть разные люди, в том числе еще недавно близкие к прокремлевским партиям. Так что для «Яблока» такие сюжеты чувствительны».