Итоги встречи в Женеве скромны, но все больше обнадеживают

Стали известны новые детали переговоров президентов России и США
AP

Российский посол в США Анатолий Антонов вернется в США на следующей неделе, заявила 17 июня представитель МИД России Мария Захарова. Это стало следствием прошедшей 16 июня в Женеве встречи президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена. Синхронно с Антоновым в Москву вернется и американский посол Джон Салливан. Антонов был отозван для консультаций в марте, после того как Байден утвердительно ответил на вопрос журналиста, спросившего, считает ли он Путина убийцей.

Стали известны и некоторые детали обсуждения во время встречи вопросов кибербезопасности. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил «Эху Москвы», что США передали России список из 16 секторов, которые не должны подвергаться кибератакам. По данным агентства Bloomberg, в их число вошли оборонная промышленность, энергетика и финансовые институты. «Президент Путин в целом не приемлет кибератаки как таковые», – уточнил Песков, при этом он отметил, что США не связывали совершенные против инфраструктуры в США кибератаки с российским государством. Механизм для совместных консультаций в сфере кибербезопасности будет запущен, по словам Пескова, в скором времени.

Владимир Путин
президент России

«Тот образ президента Байдена, который рисуют и наша, и даже американская пресса, ничего общего не имеет с действительностью. Он же находится в длительной поездке, прилетел из-за океана, джетлаг так называемый, смена часовых поясов. В принципе, даже я когда летаю – выбивает это из колеи».

Областью, где взаимодействие с США для России невозможно, является Белоруссия. Как отметил Песков, белорусская тема «вряд ли то самое место, где можно сблизить позиции, это невозможно». Слова Пескова подтвердила и заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд на форуме Globsec в Братиславе. Не произошло сближения и по украинскому вопросу. По словам Пескова, присоединение Украины к НАТО будет для России «красной линией», а заявления Байдена о возможности вступления в НАТО вызывают беспокойство Москвы. Но ни Украина, ни Белоруссия не были первостепенными темами для обсуждения двух президентов. Из региональных проблем на саммите речь также шла о конфликте в Ливии. Конкретные и видимые результаты по этому вопросу, как считает Песков, можно будет оценить лишь через полгода – только для запуска механизма обсуждения стратегической стабильности потребуются многомесячные переговоры между большим количеством ведомств, заявил он.

Обсуждалась в Женеве и проблема отношений в треугольнике Россия – США – Китай. Как сообщила Нуланд, Байден призвал Путина задуматься, следует ли России увеличивать зависимость от КНР. По словам Нуланд, экспансия Китая вызывает у Байдена беспокойство, именно поэтому он поднял китайскую тему на переговорах с Путиным. По словам источника «Ведомостей», близкого к МИДу, позиция России состоит в том, что российско-китайские отношения – дело двух стран, а не США.

Не стоит связывать возможные успехи стратегического диалога и потенциальные послабления в вопросе антироссийских санкций США, считает эксперт клуба «Валдай» Иван Тимофеев. «Отношения стабилизировались, это хороший знак рынку. Но никакие санкции из ранее введенных сняты не будут», – пояснил Тимофеев. По его мнению, введение новых санкций в будущем тоже возможно, но они будут носить персональный характер, а значит, не повлияют существенно на экономику. Такие ограничения Вашингтон будет вводить «в рутинном порядке», но воздержится от экономических санкций – вроде новых запретов на поставку технологий в Россию. Большое стабилизирующее влияние на рынки также может оказать диалог по кибербезопасности, но его результаты пока не ясны, подчеркивает эксперт.

Первым шагом в диалоге по стратегической стабильности должно стать создание дипломатическими ведомствами рабочих групп, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Для обсуждения вопросов кибербезопасности также следует создать рабочую группу, что уже пообещал сделать президент Байден. Но диалог по кибербезопасности сильно пострадает, если Байден поступит, как его предшественник Дональд Трамп, т. е. дезавуирует высказанную им же договоренность о создании группы. В отношении же региональных конфликтов нельзя сказать, что встреча двух президентов окажет одинаково положительное влияние на все проблемные точки. «Можно договориться по Афганистану, хотя на это остается мало времени. Можно найти общий язык по Северной Корее, а вот по Украине уже сложнее», – поясняет Кортунов.