Россия не спешит оценивать правительство 11 сентября в Афганистане

А Китай уже оказывает ему гуманитарную помощь
Aamir QURESHI / AFP

Китай готов к диалогу с новым правительством Афганистана, сформированным членами движения «Талибан» (запрещено в России). Презентация кабинета министров Исламского Эмирата Афганистан с особым цинизмом назначена на 11 сентября, в 20-летнюю годовщину терактов в США, которые, собственно, и стали поводом для американского вторжения в страну.

Как заявил представитель МИД КНР Ван Вэньбинь на брифинге 8 сентября, в Пекине надеются, что талибские власти «будут учитывать интересы народа и действовать в соответствии с ожиданиями международного сообщества». При этом китайский дипломат сообщил, что Китай не примет участия в назначенной на 8 сентября встрече министров иностранных дел G7 по Афганистану, на которую приглашали Москву и Пекин, назвав ее «заседанием ради заседания», ранее о неучастии во встрече объявила Россия. Кроме того, КНР заявила об оказании срочной гуманитарной помощи продовольствием и медикаментами Афганистану на сумму в $30,9 млн.

МИД Узбекистана 8 сентября также приветствовал создание правительства «Талибана». Ташкент надеется, что новые афганские власти обеспечат устойчивый мир. Таджикистан воздержался от реакции на создание нового правительства.

Россия официально не объявила о своей оценке правительства талибов. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что контакты с ним осуществляются через посольство «для обеспечения безопасности наших дипломатов, по другим техническим вопросам. Каких-то иных переговоров пока не планируется. Сейчас Россия, как и подавляющее большинство стран мира, будет очень внимательно следить за теми шагами, которые будет делать новое правительство».

По словам замглавы международного комитета Совета Федерации Владимира Джабарова, оно вышло слишком ортодоксальным. В правительстве почти не представлены нацменьшинства Афганистана – практически все должности, кроме трех, заняли талибы-пуштуны. Как отметил Джабаров, он бы «воздержался и посмотрел, какие будут первые шаги нового правительства». Ранее министр иностранных дел Сергей Лавров заявлял, что позиция России будет зависеть от того, насколько новое правительство будет представлять этнические меньшинства. Технически в нем два таджика и узбек, но МИД России такой расклад пока не убедил. 

По мнению главного научного сотрудника МГИМО и профессора ВШЭ Андрея Казанцева, более активная дружественная позиция Китая по отношению к «Талибану» вполне объяснима. Китай является давним союзником Пакистана, который активно поддерживает талибов. К тому же за счет талибов Пекин хочет решить проблему уйгурских террористов, которые прячутся в Афганистане. Есть у Китая и экономические интересы в регионе – участие Афганистана в инициативе «Один пояс – один путь», а также богатые месторождения меди и лития в стране. О позиции России по новому правительству говорить пока рано, но, как отмечает Казанцев, этот вопрос будет решаться на самом высоком уровне вплоть до президента. Запад с талибами дел вести не будет, поэтому новосозданный «исламский эмират», как и до прихода американцев в 2001 г., будет взаимодействовать лишь с некоторыми странами, уверен эксперт.

Эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко считает, что талибское правительство не способно справиться с грозящей стране гуманитарной катастрофой. У талибов, подчеркивает Серенко, нет ни финансов, ни управленческих навыков, а на гуманитарной помощи от Китая и арабских стран Афганистан долго не проживет. «Москва видит, что новое талибское правительство создано вразрез с ее рекомендациями об инклюзивности. Без учета этих рекомендаций со стороны талибов Россия не признает их правительство», – резюмирует эксперт.