США и ЕС грозят Ирану санкциями за возможные поставки дронов-камикадзе России

Но эффективные меры давления на Тегеран уже давно исчерпаны
Roman Petushkov / Reuters

Евросоюз планирует в ближайшие дни ввести санкции против юридических и физических лиц Ирана в связи с информацией о возможных поставках оружия России, включая беспилотники-камикадзе и баллистические ракеты. Об этом сообщило 19 октября издание Politico со ссылкой на дипломатические источники. Bloomberg в тот же день уточнил, что ЕС может ввести санкции против трех иранских генералов и производителя беспилотников семейства Shahed, которые, по заявлениям украинских властей, используются Россией для ударов по энергетической инфраструктуре. По данным Reuters, ЕС согласует санкции против восьми физических лиц и компаний Ирана до утра 20 октября.

Ранее официальный представитель госдепартамента США Ведант Пател заявил, что Вашингтон продолжит предпринимать «практические агрессивные шаги, чтобы затруднить продажу этого оружия, включая санкции, меры экспортного контроля».

Первой вопрос о возможных поставках Ираном вооружений России для использования в спецоперации на Украине официально подняла Франция 13 октября. Это произошло на третий день массированных ракетных ударов по энергетической инфраструктуре. 17 октября представитель МИД Франции Анн-Клэр Лежандр заявила, что возможные поставки России иранских дронов-камикадзе противоречат резолюции 2231 Совбеза ООН, которая ограничивает экспорт и импорт вооружений Тегерана до 2020 г. как часть плана об урегулировании проблемы иранской ядерной программы (Совместный план всеобъемлющих действий, СПВД). Представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил в тот же день, что США не видят возможности восстановления СПВД в ближайшем будущем. США вышли из СПВД в 2018 г., но считают подтвержденные планом санкции действующими, а страны ЕС обвиняют Иран в нарушении условий сделки и также не считают оружейные санкции отмененными. Россия и Иран заявляли, что выход США из соглашения не отменяет пункта об отмене этих санкций в 2020 г.

18 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что для выполнения боевых задач используется только российское вооружение. «Мы не располагаем такой информацией [о применении иранских дронов российскими войсками на Украине]», – сказал Песков. В тот же день глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба предложил разорвать дипотношения с Ираном из-за информации о якобы иранском происхождении вооружений, применяемых для ударов по инфраструктуре страны. За день до этого Кулеба требовал от ЕС ввести санкции против Ирана. 18 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг пообещал «в ближайшие дни» поставить Киеву сотни систем для борьбы с беспилотниками.

Санкции США и ЕС по поводу возможных поставок дронов и потенциальных поставок ракет России не смогут привести ни к чему, кроме как к дополнительному раздражению Ирана, и не изменят его политику, говорит научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев. Ограничения ЕС против генералов, которые давно не имеют счетов на Западе, или против производителя дронов декларативно-косметические, констатирует эксперт. Запад, по его словам, сам себя лишил возможности по-настоящему влиять на Тегеран и его внешнюю политику через позитивную мотивацию – взаимное соблюдение СПВД. Когда Иран ожидал позитивных мер после выхода из сделки США, европейцы не смогли ничего сделать действенного, продолжает Маргоев: «Эти инструменты закончились, и иранские власти не верят, что им могут предложить что-то действенное в обмен на встречные шаги».

Маргоев отмечает, что санкции США против Ирана после действий администрации Дональда Трампа достигли такого масштаба, что новые ограничения, особенно со стороны ЕС, мало что изменят. Товарооборот с Европой у Ирана давно значительно сократился. Проблема Запада в том, что если они не предложат что-то существенное на переговорах по СПВД и не вовлекут Тегеран в какие-то активные дискуссии по этому поводу, то одним лишь «кнутом» ничего не добьются. А давить на Китай, главного торгового партнера Ирана, гораздо сложнее, заключил Маргоев.

Запад уже исчерпал все возможности и не сможет толком наказать Иран за предполагаемые поставки оружия, согласен программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Против Тегерана уже введены масштабные финансовые и промышленные ограничения, а многие официальные лица Ирана внесены в санкционные списки. Принимали эти санкции власти США, но и государства Евросоюза также их соблюдают. Единственное, что может сделать сейчас ЕС, – это ввести собственные ограничения против Ирана в чисто формальном юридическом смысле, подытоживает эксперт.

Сотрудничество России и Ирана имеет очевидный результат, утверждает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Мы видим, что использование вооружений, которые Россия, судя по всему, получает из Ирана, довольно сильно влияет на динамику и ход боевых действий», – отмечает Лукьянов. Поскольку ЕС, как и Соединенные Штаты, находится на противоположной стороне фронта и активно поддерживает Украину, т. е. добивается ее победы, в их интересах прекратить это сотрудничество и лишить Россию данного вида поддержки, говорит эксперт. Ввести санкции против Ирана ЕС может, но перекрыть каналы поставок будет гораздо сложнее, резюмирует Лукьянов.