Россиянам практически запретили покупать недвижимость в Литве

Для белорусов эту возможность оставили
Unsplash

Сейм Литвы принял 4 апреля во втором чтении закон об ограничениях для граждан России и Белоруссии. Согласно документу, российским гражданам и юрлицам будет фактически запрещено приобретать недвижимость в Литве, если они не являются резидентами страны. И стать таковыми будет значительно сложнее. Для граждан Белоруссии возможность покупать недвижимость оставили.

Закон «Об ограничительных мерах в связи с военной агрессией против Украины» будет действовать год с возможностью продления. Документ фактически называет россиян и белорусов ответственными за действия их правительств в украинском конфликте. Поэтому приобрести недвижимость смогут те, кто уже имеет ВНЖ и постоянное место жительство (ПМЖ) в Литве, а также те, кто эту недвижимость унаследует. Россияне могут получить ВНЖ, если решение об этом принимается на уровне правительства или в ситуации, когда у россиянина есть литовская шенгенская виза или ВНЖ в любой стране ЕС.

Как заявил в конце марта один из авторов законопроекта, Лаурунас Кащюнас, в 2022 г. граждане России приобрели около 700 объектов недвижимости, включая квартиры и жилые дома. В 2020 г. они купили – 800, а в 2019 г. – 646 объектов недвижимости. Наиболее популярны среди россиян были Вильнюс, а также Висагинас (где располагалась закрытая Игналинская АЭС с русскоязычным персоналом) и приморская Клайпеда.

Изначальные формулировки законопроекта были еще жестче – предлагался полный запрет на приобретение недвижимости. Выходцы из России и Белоруссии оказались недовольны такой перспективой, вместе с литовскими активистами им удалось собрать 1900 подписей, ставших основанием для корректировки законопроекта. Как пояснил «Ведомостям» один из инициаторов петиции, Роман Рашимас, движение за корректировку было начато им, так как он обнаружил «обоснованное недовольство» выходцев из России и Белоруссии. По словам Рашимаса, только обладателей ВНЖ из этих стран насчитывается десятки тысяч человек. В подавляющем большинстве они не являются сторонниками российских или белорусских властей и ограничение их прав несправедливо. «Исторически Литва, в отличие от соседних Латвии и Эстонии, была примером в части интеграции русскоязычного населения. В Литве никогда не было института «негражданина», – напоминает Рашимас.

Белорусы оказались привилегированными по масштабу ограничений в Литве по сравнению с россиянами, говорит партнер адвокатского бюро NSP и эксперт по международному праву Сергей Гландин. Пока закон действует, российские граждане будут самыми ущемленными в правах иностранцами в Литве, в их отношении установлен «режим наибольшего неблагоприятствования». Разные подходы властей Литвы к белорусам и россиянам, проявившиеся в данном законе, обусловлены исторически и политически, говорит старший научный сотрудник сектора экономики европейских стран ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. Литовцы более лояльны к белорусам из-за исторического соседства. В политическом смысле Литва используется как площадка для проживания и координации деятельности белорусской оппозиции. В этой связи Вильнюс хочет сохранить свой статус «оператора» на этом направлении, рассчитывая получать на это ассигнования от ЕС и США, заключает эксперт.