Новое законодательство о проверках муниципалитетов готовят к 2026 году
Нагрузку на них ослабят за счет профилактических визитовМинистерство юстиции на форуме «Малая родина – сила России» объявило о планах исполнить поручение президента об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципалитетов. Новые нормы, где учтен «риск-ориентированный подход» и особенности местных бюджетов, могут вступить в силу не ранее 2026 г. Министерство рассчитывает внести существенные изменения в законодательство в части проверок местного самоуправления (МСУ), рассказала на форуме директор департамента конституционного законодательства Минюста Юлия Манахова.
«Вначале это будет изменение 131-го федерального закона («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». – «Ведомости»). Предполагается, что это будет отдельная глава, где будут закреплены институциональные основы. В последующем будут изменения в отраслевые федеральные законы, по видам контроля и надзора», – сказала Манахова. При этом утратит силу статья 77 (контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления), уточнила замдиректора департамента систематизации законодательства Минюста Ирина Старовойтова.
В новой главе «Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц», которая заменит отдельную статью 77, Минюст планирует отразить поручения по итогам заседания совета при президенте по развитию МСУ 20 апреля 2023 г., где речь, в частности, шла о возросшей контрольно-надзорной нагрузке на местные власти.
Это применение риск-ориентированного подхода, профилактические мероприятия (в том числе профилактические визиты), механизмы продления сроков исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований и процедуры досудебного обжалования при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов МСУ. Будет отражено обязательство учета контрольно-надзорными органами особенностей формирования муниципального бюджета и процедур муниципальных закупок, добавила Старовойтова.
«Если есть проверка, то обязательно должен быть результат и, соответственно, штраф. А возможность, например, профилактического визита позволяет не подвергать муниципальных служащих необоснованным наказаниям. Важно не само наказание, важно предупредить нарушение», – поддержал инициативу Минюста в разговоре с «Ведомостями» председатель комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко.
В октябре председатель СФ Валентина Матвиенко говорила, что контрольно-надзорные органы из-за моратория на проверки бизнеса «с двойным упорством занялись проверкой муниципальных органов власти, начали их душить и накладывать опять финансовые обязательства, понимая, что и время не то, и денег-то нет».
«Сформировался дисбаланс контрольно-надзорной системы, когда, с одной стороны, все инструменты, которые себя хорошо зарекомендовали в сфере контроля за юридическими и физическими лицами, вообще сейчас неприменимы в сфере публичного контроля за муниципальными образованиями. Получается, у нас более выгодная позиция бизнеса по сравнению с публично-правовыми образованиями», – сказала Старовойтова, добавив, что законопроект должен этот дисбаланс устранить.
Предложения Минюста созвучны тому, что говорил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, отмечает член думского комитета по МСУ Андрей Парфенов. В Самарской области в постковидный 2021 год долг органов МСУ по исполнительным производствам составил 97,8 млн руб. и было наложено 1946 штрафов. «В том числе на сельские поселения, где каждый рубль на счету. Чтобы проверки были адекватными, нужно менять закон – мы к этой работе готовы», – отметил депутат.
Главное – кто будет осуществлять надзор за деятельностью органов и должностных лиц МСУ, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Сейчас ключевая роль в этой сфере принадлежит прокуратуре.