В Минкомсвязи предложили приравнять к СМИ газетные киоски

В Министерстве связи не поддерживают законопроект депутатов Госдумы Алексея Казакова ("Справедливая Россия") и Александра Ющенко (КПРФ), по которому контроль иностранных компаний над новостными агрегаторами ограничивается так же, как над СМИ, 20% долей или акций, а сами новостные агрегаторы должны будут проверять достоверность распространяемых ими сообщений СМИ. "Мы этот законопроект не видели, к нам он официально не поступал, и эта идея нам не нравится", - сказал "Интерфаксу" замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Авторы законопроекта с министерством не консультировались, хотя подведомственный Минкомсвязи Роскомнадзор заявлен в законопроекте в качестве контролирующего органа, отметил чиновник.

"Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей - чем не новостной агрегатор?" - сказал Волин.

О том, что законопроект, предлагающий приравнять агрегаторы новостей к СМИ, внесен в Госдуму, ранее сообщил "Коммерсантъ". В поправках идет речь о введении особого правового режима для таких интернет-ресурсов с суточной аудиторией более чем 1 млн уникальных пользователей. Вести их реестр, как предполагается, будет Роскомнадзор. Депутаты предлагают обязать новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов, пишет «Коммерсантъ». Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%. Если агрегатор не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора, то он будет оштрафован на сумму до 5 млн руб.

Депутат Казаков объяснил, что эти поправки разработаны для заполнения юридического вакуума в отношении таких ресурсов. Новостные агрегаторы, по его мнению, должны «ответственно» подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку, поскольку по влиятельности они превосходят СМИ. "Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам», - добавил он. Также депутат сообщил газете, что на рынке имеют место «идеологические манипуляции» и что иностранное влияние «необходимо минимизировать». Ющенко сослался на социологические исследования, по которым около 60% пользователей черпают новости не через традиционные СМИ, а в поисковых программах и агрегаторах.

Самый популярный агрегатор новостей в рунете - «Яндекс.Новости» - полностью принадлежит «Яндексу», более 60% акций которого котируется на американской бирже NASDAQ. Каждый день «Яндекс.Новости» индексируют более 100 000 новостных сообщений от почти 7000 источников, заявил «Ведомостям» представитель поисковика: «У сервиса нет редакции, он автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Он объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию. Если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет». В случае принятия законопроекта, под запретом окажется и российская версия новостей Google, а также раздел новостей на Mail.ru. Последний входит в холдинг Mail.ru Group, 19,9% которого котируется на Лондонской бирже, кроме того, у компании среди акционеров есть иностранные фонды.

В 2014 г. депутат от ЛДПР Андрей Луговой просил генпрокурора Юрия Чайку проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону «О СМИ». Депутат ссылался на массовость аудитории "Яндекса" и на степень влияния агрегатора. В случае, если Генпрокуратура сочтет, что «Яндекс» не подпадает под закон о СМИ, он собирался подготовить поправки для того, чтобы «деятельность ресурса находилась в правовом поле».

Пресс-служба "Яндекса " тогда заявляла, что компания не видит необходимости проверять и повторно лицензировать заголовки на главной странице, поскольку они уже являются продуктами лицензированных СМИ. Директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев тогда же заявил, что приравнивать агрегатор новостей к СМИ - все равно что объявить СМИ газетный киоск. По его мнению, "агрегатор новостей, равно как и поисковая машина, не могут нести ответственность за то, что публикуют на своих интернет-страницах проверенные и лицензированные СМИ". Иначе из этой логики под определение СМИ можно подвести любой ресурс, цитирующий чужие новостные материалы, а также и газетный киоск, который "тоже распространяет информацию, причем массово".