Работу по консолидации электросетевого комплекса с учетом его раздробленной структуры, низкими показателями надежности и качества услуг и высокими операционными издержками обсудили на сессии «Повышение надежности и качества электроснабжения: консолидация объектов электросетевого хозяйства» в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя – 2022». Организаторы – ФГБУ «РЭА» Минэнерго России и Фонд Росконгресс при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации.
Поэтапное сокращение количества территориальных сетевых организаций (ТСО), создание единого центра ответственности за обеспечение надежного и качественного энергоснабжения, а также организация эффективной и соответствующей мировым стандартам технологической инфраструктуры – это те задачи, которые должна решить консолидация электросетевого комплекса.
Процесс консолидации усложняется невозможностью проведения единой технической политики, в частности из-за разобщенной структуры электросетевого комплекса. В связи с этим фактические темпы консолидации оказались ниже запланированных.
«Вопрос консолидации родился не сегодня и не вчера, это длительный процесс, который в стратегии развития электросетевого комплекса был обозначен еще в 2010–2012 гг. Как только эта „расконсолидация» началась, сразу задумались о консолидации в том числе с учетом проблематики повышения надежности энергоснабжения конечных потребителей и с учетом практики деятельности неких агентов – владельцев электросетевого хозяйства либо „невладельцев», которые на ином праве управляли электросетевым имуществом и не справлялись в первую очередь с энергоснабжением основной части незащищенных потребителей – населения», – ввел в суть вопроса заместитель Министра энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак.
Замминистра энергетики напомнил, что с начала 2010-х гг. Россия пережила одну масштабную волну консолидации. Изначально в стране было около трех тысяч ТСО, на текущий момент их примерно 1,7 тысячи. Планируется, что в результате тех действий, которые в настоящее время предпринимаются по настройке нормативно-правовой базы, количество ТСО снизится до 300–400, то есть в каждом регионе будет 3–4 крупных ТСО в зависимости от плотности сети и ее топологии.
Следующий вопрос состоит в том, какие именно компании уйдут с рынка: будут ли это исключительно недобросовестные ТСО или без работы останутся в том числе и отвечающие всем критериям, но небольшие организации. Как пояснил Грабчак, индикаторами недобросовестных ТСО в первую очередь являются учащенные аварии на электросетях и недовольство граждан их работой – предполагается, что первыми рынок покинут именно такие компании.
Об опыте восстановления электросетей после ЧС и аварий рассказал министр энергетики и газоснабжения Приморского края Андрей Леонтьев. В ноябре прошлого года регион накрыли ледяной дождь и ветер. Поврежденное оборудование электросетей удалось полностью восстановить только через 10 дней. В качестве причин, ставших предпосылками аварии или затруднивших ее ликвидацию, Ростехнадзор назвал отсутствие запаса оборудования, недостаток специализированной техники и ремонтных бригад.
«Мы увидели те проблемы, которые были в электросетевом комплексе. Это редкость и лоскутность сетей, закрытые центры питания, несовершенные схемы, отсутствие возможности оперативных переключений. По результатам правительством Приморского края было принято решение о консолидации. Мы начали проводить эту работу с ДРСК – компанией с государственным участием, входящей в группу компаний „РусГидро». Мы подписали совместную дорожную карту и соглашение о консолидации имущественного комплекса, который находится в муниципальной собственности», – рассказал Андрей Леонтьев.
Это долгая планомерная работа, которая рассчитана на несколько лет. В итоге она приведет к сокращению ТСО: на рынке останутся действительно профессиональные компании, которые имеют возможность привлекать дополнительные ресурсы и оперативно устранять аварии, вызванные непогодой, резюмировал министр энергетики и газоснабжения Приморского края.
В Московской области, например, сегодня работают две компании, обслуживающие сетевой комплекс региона: «Мособлэнерго», у которой порядка 25% рынка, и «Россети Московский регион» с долей примерно в 70%. Это, в частности, позволяет сокращать время на восстановление электроснабжения после циклонов. Как сообщила первый заместитель министра энергетики Московской области Ольга Роганова, время восстановления электроснабжения в регионе после летних ураганов не превышало 1,5 часов.
Также у субъекта есть планы по консолидированию бесхозяйных объектов электросетевого комплекса. «Мы провели огромную работу по его инвентаризации и к 2024 году планируем полностью исключить бесхозяйное электросетевое имущество», – заключила Роганова.
Активная работа по консолидации ведется также в Чувашской Республике, где власти решили, не дожидаясь природных катаклизмов, принять меры по повышению качества и надежности электроснабжения. Для этого, в частности, были проанализированы все жалобы граждан на работу электросетевого комплекса, поступающие через Центр управления регионом (ЦУР) и обрабатываемые специалистами по обратной связи.
«Мы также провели аудит всех сетевых организаций, которые работают в регионе. Выяснилось, что 80% аварийности приходилось на небольшие компании, которые делят между собой долю рынка в 25%. Из этих 38 компаний 15 не имеют профессиональный персонал, который может обеспечить обслуживание и ремонт электросетевого хозяйства», – рассказал министр промышленности и энергетики Чувашской Республики Александр Кондратьев.