ЕГЭ 2025 стал поворотным, но не тревожным, а вдохновляющим. Это был год, когда в одной аудитории встретились классические учебники и нейросети, когда TikTok и таблица Менделеева впервые сработали в тандеме, а выпускники доказали: новое поколение готово учиться быстро, гибко и по-своему. Тест, который когда-то казался пугающим и неумолимым, в этом году стал зеркалом — и в этом зеркале Россия увидела не усталость, а движение.
Образование меняется, тренды радуют: растёт интерес к точным наукам, в регионах появляется новая цифровая инфраструктура, а выпускники всё чаще выбирают путь, в котором знания — это свобода, а не обязанность.
В 2025 году зарегистрировалось на участие в ЕГЭ более 716 тысяч человек и по некоторым предметам были зафиксированы лучшие результаты за последние 5 лет, но по другим баллы уменьшились. 5780 стобалльников — это не просто цифра. Это тысячи историй успеха: о дисциплине, вере в себя, поддержке родителей и учителей. Это поколение, которое не сдаётся, а ищет инструменты, учится по видео, тренируется в приложениях и идёт к цели.
На сегодняшний день, по мнению доцента Кафедры математики и анализа данных Финансового университета при Правительстве РФ Анны Вячеславовны Овсянниковой, получение знаний стало более доступным, чем когда-либо. Здесь на помощь ученику приходят нейросети, ChatGPT, GigaChat, DeepSeek, YandexGPT, искусственный интеллект. Но правда в том, что всё это — лишь помощь, не замена. Да, выпускники использовали ИИ, чтобы генерировать планы сочинений, решать пробники, составлять расписания и даже задавать себе каверзные вопросы. Но финальную работу всё равно делал человек. И делал хорошо.
На самом деле, ЕГЭ-2025 показал: технологии не вытеснили знания, они помогли им расцвести. Появились сотни мини-курсов в Telegram, авторские видео от популярных блогеров, тренажёры на геймифицированных платформах. Никогда раньше учёба не была такой доступной, разноформатной и интересной.
Впервые за несколько лет позитивная динамика зафиксирована не только в столицах, но и в регионах. Сказалась цифровизация школ, запуск региональных образовательных платформ и повышение квалификации педагогов. Да, разрыв ещё есть. Но к 2025 году уже видно: его можно и нужно преодолевать — и у нас это получается.
Кто они — выпускники 2025?
Это те, кто совмещал домашку с обучающими платформами, кто решал пробники, сгенерированные нейросетью и ставил напоминания в Notion.
Это:
ученики с развитой саморегуляцией;
ребята, которые умеют искать информацию и проверять её;
подростки, которым важна осмысленность знаний, а не просто «сдать».
И самое главное — это молодёжь, которая не боится новых форматов: они учатся у блогеров, в комьюнити, в Telegram, на симуляторах, с коучами. Выпускники доказали: сила не в том, как учили раньше, а в том, что они стали учиться по-новому.
А школа? Школа — включается. Можно долго критиковать систему, но всё больше школ перестаёт быть просто местом, где дают «обязательную программу». Школы на сегодняшний день активно идут в ногу со временем:
открывают свои онлайн-курсы подготовки;
запускают кружки по работе с ИИ;
учат детей работать с данными, логикой и аналитикой.
Да, не везде. Но всё больше. И в этом — важный сигнал: школа не отстала. Она догоняет. А в некоторых местах — даже идёт впереди.
ЕГЭ 2025 — это:
рост результатов по некоторым предметам,
рост мотивации,
рост числа вовлечённых родителей, учителей и самих учеников.
И если раньше экзамен казался испытанием, то сейчас — он всё чаще становится возможностью. Возможностью поступить в хороший вуз, найти себя, построить карьеру, выбрать достойный путь. Следующий шаг — сделать эту возможность равной для всех. И тут многое уже происходит:
развивается программа «Цифровая школа»;
региональные платформы получают федеральную поддержку;
ИИ внедряется в методики обучения и диагностики;
всё больше выпускников из малых городов поступают в топовые университеты страны.
Образование перестаёт быть лотереей. Оно становится маршрутом. ЕГЭ 2025 показал, что школьники растут в мире перемен, технологий и бесконечных вызовов. И несмотря на всё это — они не теряются. Они осваивают. Они растут. Они удивляют.